Реклама на сайте|Обратная связь Пятница, 18 августа, 00:25
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Август 2017 (222)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Апрель 2017 (261)
Март 2017 (280)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Культура

Фестиваль «Морозко». Короткое интервью с очень субъективными отступлениями

Фестиваль «Морозко». Короткое интервью с очень субъективными отступлениями

Это событие прошло, к сожалению, незамеченным. Не было приветственных посланий от глав Озерска, не были замечены в зале высокие гости, теле-, радио- и интернет-компании не вели прямых трансляций. Да и не надо. Авторская песня никогда не была в фаворе у чиновников от культуры и тем более – у просто чиновников. Пришедшие 6 декабря в ДК «Строитель» могли бы много рассказать про такое «никогда», благо опыт есть. Все-таки озерскому клубу самодеятельной песни «Рифей» скоро исполняется сорок лет, и на традиционный зимний фестиваль «Морозко» поклонники песен под гитару собрались уже в 39-й раз.

Но было немало других, более желанных гостей: авторы и исполнители съехались из Снежинска и Кыштыма, из Челябинска и Екатеринбурга. Об уровне представительства можно судить по единственной детали: председателем жюри фестиваля была Елена Бушуева. Для тех, кто хотя бы раз побывал на Ильменке или Грушинке, этот автор не нуждается в дополнительном представлении. Кто-нибудь, может быть, даже назвал бы ее «живым классиком». Я не решаюсь. И не потому, что она всего-то на два месяца старше меня. А потому, что о ней невозможно писать и думать как о «Елене Анатольевне», а только как о «Леночке».

В общем, идя на фестиваль, я был намерен воспользоваться служенным положением внештатного сотрудника сайта «ozersk.ru» и взять у Елены Бушуевой интервью. Получилось. И вот после двухчасового конкурсного прослушивания в холодном, как сырая палатка, зале ДК, после жарких споров членов жюри я включаю диктофон и… не знаю, с чего начать.

Мое волнение можно понять, ведь прошло почти двадцать пять лет с того дня, когда я впервые услышал Елену на фестивале «Весна УПИ-90». Четверть века (!), а я помню все песни, которые она исполнила тогда со сцены актового зала теплоэнергетического факультета.

Поэтому пришлось начинать разговор с банального вопроса, первым пришедшем на ум:

- Ваши впечатления от фестиваля «Морозко»?

- Очень хороший зал, так живо реагируют, так поддерживают выступающих. Понравилось, что на сцене было много молодежи. Мне даже показалось, что молодые лучше поют, чем взрослые.

- Не показалось ли Вам странным, что в зрительном зале средний возраст – далеко за сорок, а на сцене – хорошо, если приблизится к двадцати?

- Это хорошо! Это очень радует, что занимается столько ребят. Ваших ребят много, челябинцы – молодцы, привезли столько исполнителей.

- Исполнителей…

- Да, авторов мало. Но их всегда мало. Я как автор всегда хочу кого-то «нашупать», понять, кто будет потом писать песни. К сожалению, сегодня открытий новых авторов не было.

Здесь, пожалуй, надо сделать отступление.

Участники конкурсной программы фестиваля были поставлены в сложные условия. У каждого из них была возможность исполнить на главной сцене всего одну песню, и этой песней показать все, на что участник способен. Исполнители чужих песен оказались в заведомо проигрышной ситуации. Во-первых, если судить с традиционной точки зрения, авторская песня потому и считается таковой, что предполагает очень личное высказывание автора. Повтор чужого высказывания не слишком приветствуется поклонниками авторской песни и, к тому же, редко бывает удачным. Тем более, это - во-вторых, в зале и в жюри фестиваля собрались люди, прекрасно знающие первоисточник и многократно слышавшие различные «вариации на тему». «Зацепить» их могло только либо совершенно новое прочтение, либо точное попадание в унисон с идеей и с настроением автора. Вот и получается, что в жанре авторской песни, во всяком случае – при исполнении чужих произведений, тоже требуется продюсер, специалист, способный подсказать артисту верную песню и(или) манеру исполнения.

Не буду приводить неудачные примеры, хотя их, к сожалению, было немало в двухчасовом концерте. Хочу вспомнить об удачных, по моему мнению, номерах. Во-первых, это трио Озерского колледжа искусств. Отлично аранжированная, исполненная хорошо поставленным голосом «Молитва» Б.Окуджавы заслуженно была отмечена жюри как лучшее исполнение классики.

И не могу не сказать о победителе фестиваля Алексее Гришине. Его исполнение песни из фильма «Офицеры» («От героев былых времен…») оказалось одновременно и традиционным (в самом деле, что нового можно услышать в песне, которую все знают наизусть?), и новаторским. Ведь как мы привыкли ее воспринимать? Скорее всего, представляя взрослого серьезного мужчину, рассказывающего им самим пережитые события. Собственно, именно так и задумывалась финальная песня фильма, сопровождавшаяся видеорядом из ранее показанных в фильме сцен.

А на сцене «Строителя» стоял и пел тонким голосом 13-14-летний мальчишка. Его исполнение вдруг придало песне новые смыслы. «И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть…» - уже не кажется пропагандистским призывом в стиле «Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!», а становится настоящей клятвой нового поколения.

Поэтому были вполне заслужены и бурные овации зала, и победа в фестивальном конкурсе.

Тут нельзя не вставить рассуждения о чистоте жанра. Ведь, по большому счету, песня Е.Аграновича не является классической авторской песней, а, выражаясь современным языком, лишь саундреком к популярному фильму. И оперный певец, исполняющий, например, песню Ю.Визбра, смотрится как-то странно. А можно ли назвать авторской песней исполненный под гитару попсовый текст про «бабочки – цветочки, ты ушел, а я грущу…»? Последнего, кстати, на фестивале было более чем достаточно.

С другой стороны, авторская песня давно переросла границы песни про «горы, солнце, пихты, ели и дожди». У современных бардов может встретиться даже «театральный рок-н-ролл» (название и жанр одной из прозвучавших на фестивале песен).

Попытался во время концерта понять логику организаторов и исполнителей, допустил, что под критерий «авторская песня» подпало все, что исполняется под акустическую гитару. Так ведь нет! В самом конце программы появилась и электрогитара...

Поэтому задал Елене Бушуевой такой вопрос:

- Авторская песня существует так давно, что границы жанра довольно сильно стерлись. Как Вы определяете авторскую песню?

- Мне нравится определение Владимира Ланцберга: «думающая песня для думающих людей». Это, конечно, песня, в которой очень большую нагрузку несет текст, в отличие, скажем, от популярной музыки или, может быть, даже и рока. Стихи очень важны. Но это мое субъективное мнение.

- Тогда задам вопрос о содержании текстов. Авторскую песню очень условно можно поделить на два направления. Первое – лирическое, где Окуджава, Ланцберг. И втрое направление – гражданская лирика, представленное творчеством Галича, Кима, Городницкого. Не настало ли сейчас время, когда второе направление становится важнее и актуальнее?

- Мне очень хочется надеяться, что такое время не настало. По-моему, авторская песня, в первую очередь, это лирика. Но она откликается на время, и, возможно, сейчас у нас будет какой-то порыв в сторону гражданской песни.

Елена Бушуева – лирический автор, и трудно представить ее исполняющей, скажем, «Старательский вальсок» А.Галича. Хотя… Пример этой песни возник непроизвольно и, возможно, неспроста. Как раз эта песня могла бы быть исполнена Еленой, только, может, время еще не подошло. Или формы выражения собственной гражданской позиции в России за 40-50 лет серьезно изменились.

Вот уже около месяца в Екатеринбурге проходят «дни Андрея Макаревича». На середину декабря были запланированы, но потом отменены концерты лидера группы «Машина времени», который по праву может считаться бардом, причем второго, гражданского направления. Думаю, дикая злоба в его адрес вызвана не столько его концертом на Украине, сколько его творчеством в жанре авторской песни. Так вот, теперь уральские музыканты на различных площадках исполняют песни Макаревича. В одном из таких концертов Елена Бушуева спела давнюю, но от этого не менее актуальную его песню:

Давайте делать паузы в словах,

Произнося и умолкая снова,

Чтоб лучше отдавалось в головах

Значенье вышесказанного слова.

И кажется, что эти стихи, это негромкое их исполнение значат много больше, чем нынешние митинговые страсти.

Но никуда не деться – митинговые страсти вырываются с площадей и телеэкранов и, к сожалению, находят отражение в авторской песне. Случилось это и на прошедшем фестивале. Правда, в весьма умеренной дозе: на десяток песен, исполненных их авторами, были пара шуточных и одна «гражданская». Последняя, естественно, про Украину. Для меня стало удивительным и неприятным сюрпризом награждение ее автора дипломом «Лучший автор фестиваля». На мой субъективный взгляд текст песни представлял собой не слишком умело зарифмованные лозунги и штампы новостных программ на государственных телеканалах: «Правый сектор», «Майдан», «…что же вы, братья…». Казалось, что вот-вот автор споет про «бендеровцев», но, очевидно, слово не влезло в стихотворный размер. Зато отсутствие смысла с лихвой заменялось эмоциональностью.

Следующий вопрос интервью был именно об этом:

- Важно понять, где проходит раздел между актуальностью и конъюнктурой. Как найти эту границу, во всяком случае, в авторской песне?

- Мне кажется, конъюнктура – она везде одна и та же. Как ее определить… Даже не знаю… Наверное, конъюнктура – это очень поверхностный взгляд. А ценность авторской песни в том, что она всегда – взгляд конкретно твоей личности. В песню ты вкладываешь, все, что накопил. А конъюнктура желает популярности и, наверно, потому и популярна, что выражает средненькие общие взгляды. Но полный ответ дать трудно. Тут надо подумать.

Не знаю, думала ли Елена Бушуева, отвечая на этот вопрос, про упомянутую песню. Но ответ точно объяснил реакцию зала, встретившего положенный на музыку набор штампов бурными аплодисментами. Вполне допускаю, что автор был искренен. Кроме того, несомненным достоинством жанра авторской песни является ее категорическое неприятие цензуры, отсутствие понятие «неформат». Каждый должен иметь право высказать свою точку зрения! Об этом, кстати, и уже упоминавшиеся «дни Макаревича в Екатеринбурге».

Вот только свобода высказывания должна быть уравновешена авторской самооценкой содержания высказывания. Особенно важным, публично выражая свое мнение о текущих событиях, отдавать себе отчет в том, что достоверность представлений о событии гарантируется только непосредственным участием в этом событии. Во всех остальных случаях может идти речь только о вере в ту или иную интерпретацию. И если эта интерпретация заведомо однобока, то и публично демонстрируемая вера вызывает сомнения в искренности говорящего.

Возможно, я слишком сгущаю краски, ведь в авторской песне, родившейся и десятилетия существовавшей как камерный жанр искреннего личного высказывания, практически по умолчанию принимается, что вышедший к слушателям с гитарой человек не врет. Нынешний рост популярности авторской песни, по моему мнению, объясняется именно этим. Во всех прочих сферах, особенно в СМИ и на телевидении - засилье вранья и пропаганды. Поэтому счет гостей крупнейших фестивалей, например, Грушинского под Самарой, идет на сотни тысяч.

- Хорошо ли это?

- Массовость ценителей авторской песни – кажущаяся, - к разговору присоединился руководитель КСП из Снежинска Константин Просеков. – Она, как и любой другой жанр, охватывает небольшую часть людей, от пяти до десяти процентов. Вовлечь больше все равно не получится. И на фестивалях реальное число гостей, приехавших туда ради авторской песни в разы меньше объявляемого организаторами. Просто большинство использует такие фестивали как возможность необычно отдохнуть на природе.

- Как говорил Иосиф Бродский: «Стихи пишут девяносто процентов людей, а читает один процент», - продолжает Елена Бушуева, - Даже он не обольщался, а мы – тем более… Хотя, мне кажется, чем больше людей будут слушать авторскую песню, тем лучше.

- Но нет ли в этом опасности – размывается «костяк» людей, думающих «на одной волне»

- Точнее сказать – настроенных на одну волну. Есть и плюсы, и минусы. Да, очень много случайных людей, но из этих случайных потом вырастают люди, для которых это становится образом жизни.

И очень может быть, что в тот день кто-то, впервые услышав ее песни или вообще впервые оказавшись на фестивале, станет впоследствии либо слушателем, либо исполнителем, либо даже автором новых авторских песен. Авторская песня – она разная, и у каждого свой путь к ней. Но если однажды она затронет какие-то струны в душе, то звук этих струн будет звучать всегда. И, если понадобится, поможет.

Начал рассказ с личного примера, личным примером и закончу. На ноутбуке, с которым уезжал работать в Южную Осетию, было записано некоторое количество музыки. И чаще всего ближе к ночи я включал записи Михаила Щербакова и Елены Бушуевой. Почему-то только эти авторы давали силы и восстанавливали душевное равновесие. Смешно, но и спустя четыре года я, слушая этих авторов, представляю Кавказские годы. Могла ли Елена Бушуева предположить, что ее песни будут вызывать такие ассоциации? Не знаю, об этом я ее не спросил.

Интервью оказалось очень коротким, Елене Бушуевой надо было спешить в зал, где ее выступления ждали самые верные поклонники. И снова под негромкий аккомпанемент гитары звучало:

Успеть: добежать, долететь, докатиться

До сути, до цели, до выси, до дна.

Успеть заработать на синюю птицу,

Прославиться, выскочить, спятить с ума.

Успеть заарканить свои миллионы,

Успеть ко всему проявить интерес,

Успеть побывать безнадежно влюбленным,

К тому же успеть сочинить полонез.

Успеть разобраться, успеть дозвониться,

Открыть материк и слетать на луну,

Успеть максимально удачно жениться,

Пройти через Альпы и выиграть войну.

Успеть потоптаться на каждой дороге,

Успеть искупаться в далеких морях,

Протиснуться в гении, выбиться в Боги

И все переделать на риск и на страх;

Успеть начитаться надуманных книжек,

Оспорить судьбой заготовленный фант,

Успеть воспитать гениальных детишек,

Командуя бодро: "Вниманье, на старт!";

Успеть, приложив неземные усилья,

Дойти, доползти, добежать, долететь,

И все же успеть расписаться в бессилье

Понять, для чего это нужно успеть.

...Завязан на глобусе Каменный пояс,

По карте ты будто бы близко живешь...

Но только успеть бы, успеть бы на поезд,

Когда ты внезапно меня позовешь.

 

А.И.Жмайло

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-+1+

Комментарии (2)

Александр Леснов,

Александр Иванович, огромное спасибо за попытку вдумчивого анализа состояния сегодняшней "авторской песни" в Озёрске и в стране. Авторская песня несомненно жива, и будет жить ещё долго. Сомнение вызывает формат фестивалей как конкурс. Вот это соревнование немножко всё портит. Не думаю, что Высоцкий соревновался с Окуджавой а Визбор с Никитиным. В их песнях внутреннее состояние их "авторской" души вырывается наружу и резонирует с нами - слушателями. Как с помощью стихов так и с помощью музыки. в этом и есть главный "авторский" секрет.
С уважением, давний поклонник авторской песни и Вашего литературного творчества.

Александр Жмайло,

И Вам спасибо за комментарий.
Полностью с Вами согласен - фестиваль авторской песни, это не соревнование, это форма общения людей, "настроенных на одну волну". Хотя, думаю, дух соревнования авторской песне на чужд. "Сделать что-то лучше, чем другие" - такая мотивация не так уж и плоха. Главное, не использовать в качестве критерия качества размер рейтинга.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:

Обсуждаемые новости