Реклама на сайте|Обратная связь Среда, 13 декабря, 08:24
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Декабрь 2017 (120)
Ноябрь 2017 (311)
Октябрь 2017 (351)
Сентябрь 2017 (356)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Политика

Закон принят. Что дальше?

В четверг на внеочередном заседании депутаты Законодательного собрания Челябинской области утвердили закон, в соответствии с которым отныне главы всех городских округов будут назначаться решением особой конкурсной комиссии.

У этого закона очень интересная предыстория. Сначала странности творились в Госдуме: новая схема формирования органов местного самоуправления вдруг появилась только во втором чтении рутинного, в общем-то, законопроекта. То есть, в первом чтении, когда депутаты рассматривают в целом концепцию и основные идеи законопроекта, никто из идеологов новой «муниципальной революции» не ставил вопроса об отмене прямых выборов глав. Зато ко второму чтению, когда обсуждаются лишь редакторские правки и расставляются в нужных местах пропущенные запятые, это предложение появилось. Естественно, никто в Госдуме публично не задал вопроса: «А зачем это?» Федеральный закон был стремительно утвержден, также стремительно одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

После вступления закона в силу у регионов появилась возможность применить новую схему в своих муниципальных образованиях. А так как новая схема, по сути, ограничивает права населения на непосредственное участие в местном самоуправлении (граждане лишаются права выбирать высшее должностное лицо местного самоуправления), то, следуя логике «суверенной демократии», регионы поспешили воспользоваться предоставленным правом.

Подготовили соответствующие документы и в Челябинской области. При этом никто уже не вспоминал, что только в октябре правила формирования органов местного самоуправления уже менялись, и тогда все хором заявляли, что управлять городскими округами настолько сложно, что без сити-менеджера никак не обойтись. Теперь тот же хор заговорил о «возвращении сильного главы». Слово «сильный» обязательно надо брать в кавычки, потому что, как написано в любом учебнике по муниципальному управлению, сила того или иного органа власти определяется не объемом возложенной на него ответственности, а объемом ресурсов и полномочий, которые данный орган вправе задействовать для решения поставленных перед ним задач. А этот объем во многом зависит от легитимности органа в глазах горожан, от «кредита доверия». А наивысшую легитимность и максимальный кредит доверия может получить только Глава, честно победивший на местных выборах. Назначенный глава никогда такой легитимностью обладать не будет.

Я сознательно применяю термин «назначение главы», а не «выборы», потому что формальному депутатскому голосованию за представленную кандидатуру предшествует абсолютно непрозрачная процедура отбора пригодных кандидатур некой конкурсной комиссией, состоящей наполовину (в а ЗАТО – не две трети) из людей, не имеющих никакого отношения к муниципальному образованию, не знающих его специфики и, как правило, в первый раз видящих кандидатов на должность главы.

Впоследствии такой назначенный главе неизбежно будет встречать у депутатского корпуса (если, конечно, депутатский корпус состоит из самостоятельных народных представителей, а не пассивных марионеток) такое отношение: «Меня избрали горожане, а ты кто такой? Мы тебя как назначили, так и снять сможем. А то, что тебя некогда губернатор поддержал, так губернатор – тоже человек, он мог и ошибаться. Пример Тарасова напомнить?» И что сможет сделать такой глава? Бежать жаловаться в область? Как будто в области своих проблем мало…

Правда, Б.А.Дубровсий пообещал (https://news.mail.ru/inregions/ural/74/politics/21353912/), что: «Эта схема сделает нашу общую работу более четкой и эффективной. В выборный год к будущим главам территорий сформулированы основные требования, они простые: это стратегическое видение развития территории с пониманием точек роста, наличие профессиональной управленческой команды, желание много и эффективно работать, умение слышать людей и общаться с ними на одном языке». А губернатор и его команда «постараются, чтобы именно такие люди пришли во власть».

Остается вопрос: что мешает привести таких кандидатов во власть путем честных прямых выборов? Неужели наш народ настолько не готов отличать компетентного руководителя от проходимца? Или народу еще надо учиться демократии? Причем - способом, описанным в старом анекдоте: «Пока нырять не научитесь, воду в бассейн не налью!»

Но вернемся к принятому в четверг закону. Опубликованный на сайте Заксобрания проект устанавливал, что главы городских округов муниципального образования будут избираться представительным органом округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Исключение в проекте было сделано для закрытых административно-территориальных образований, для которых продолжала действовать схема назначения сити-менеджера, утвержденная федеральным законом «О ЗАТО». К этому закону позже я еще вернусь, так как дальше с проектом областного закона случилось чудо. В прошедший четверг сразу в трех чтениях была утверждена его редакция, не делающая никаких исключений для «закрытых» городов.

Что теперь надо сделать муниципалитетам, чтобы новый закон начал действовать? Во-первых, дождаться подписания закона губернатором и официального опубликования в СМИ. Затем срочно, до конца мая, необходимо внести соответствующие поправки в местные Уставы. Затягивать с этим нельзя, потому что после объявления старта избирательной кампании вносить изменения запрещено.

Впрочем, «закрытые» города могут и не спешить. Дело в том, что принятый Заксобранием закон входит в очевидное противоречие с федеральным законом «О ЗАТО», который обладает большей юридической силой. Напомню, что в пункте 4 статьи 1 закона «О ЗАТО» сказано: «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом».

А противоречия федерального и областного законов очевидны.

Читаем пункт 3 статьи 4 федерального закона «О ЗАТО»: «Главой местной администрации закрытого административно-территориального образования является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования».

А теперь читаем в областном законе: «Глава городского округа избирается представительным органом округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию».

Вынуждены цитировать по проекту и сообщению пресс-службы Заксобрания (http://www.zs74.ru/news/reforma-mestnogo-samoupravleniya-v-regione-prodolzhaetsya), так как официальной публикации закона еще нет. Но суть цитаты от этого не меняется.

Вряд ли процитированные законы говорят о двух разных комиссиях. Потому что в этом случае получится, что одного главу администрации назначат как главу муниципального образования, а второго – по закону «О ЗАТО». Значит, речь, все-таки, идет об одной комиссии. Но в этом случае областной закон резко расширяет ее полномочия. Ведь, по закону «О ЗАТО» комиссию собирают, чтобы провести конкурс на сити-менеджера, а областной закон членам комиссии предлагает: «Вы уж заодно и главу округа определите». Согласитесь, это далеко не одно и то же.

К тому же, назначенный в результате конкурса глава администрации заключает срочный контракт, подписанный от имени муниципального образования главой округа. Так написано в законе «О ЗАТО». Никаких контрактов с назначенным главой муниципального образования не предусматривает ни федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни принятый на днях областной закон. Очевидно, что два рассмотренных закона говорят о совершенно разных должностных лицах и о совершенно разных схемах формирования органов местного самоуправления.

Есть, конечно, слабая надежда, что закон «О ЗАТО» будет пересмотрен, и должность сити-менеджера будет ликвидирована. Но, во-первых, не факт, что до этого закона дойдут руки до мая (ведь еще даже законопроект в Госдуму не внесен). Во-вторых, еще неизвестно, какой из двух возможных вариантов: прямые выборы Главы или назначение по решению комиссии, - будет лоббировать Росатом.

Так что на месте озерского Собрания депутатов я бы не стал торопиться переписывать Устав.

А возможен еще более интересный вариант. Если новый областной закон противоречит базовому для нас закону «О ЗАТО», и при этом уже отменены нормы предыдущего, октябрьского, закона Челябинской области, обязывающего избирать глав городских округов только из состава депутатов, то у ЗАТО появляется право выбирать схему управления городом из вариантов, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Иными словами, никто и ничто не мешает сегодня вернуть в озерский Устав прямые выборы главы округа, он же – председатель Собрания депутатов. А главу администрации, пусть по-прежнему возглавляет назначенный по контракту сити-менеджер. Тем самым Озерск действительно реализует на своей территории схему управления во главе с сильным и легитимным Главой.

Понимаю, что это сильное и нетривиальное решение, на которое депутатам озерского Собрания еще надо решиться. Но ведь именно они и Глава ОГО А.А.Калинин неоднократно заявляли о приверженности к прямым выборам, но областной закон мешал. Теперь появилась возможность подтвердить слова реальным делом. Тем более что нынешнему составу депутатского корпуса терять уже нечего. Почему бы не попытаться войти в историю в качестве вернувших озерчанам право выбирать Главу округа?

А.Жмайло

Ключевые теги: ЗАТО, законопроект, выборы.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:

Обсуждаемые новости