Главная > Евгений Шитиков > И снова о проблемах ММПКХ

И снова о проблемах ММПКХ


06 апреля 2016, 14:46. Разместил: norma

Моя предыдущая статья о проблемах ММПКХ вызвала серьезный отклик. В частности, в последующей дискуссии была поднята проблема серьезных долгов жителей перед ММПКХ и предложен интересный метод ее решения.

Проблема накопленной задолженности жителей перед ММПКХ является серьезной и недооцененной. Действительно, если вдуматься: долг в 152 млн рублей для населения – очень большой (а именно эту цифру озвучивала Ольга Васильевна Уланова по результатам балансовой комиссии), особенно если учесть, что, по заверениям управляющих компаний, неплательщиков всего 7-10%, а 90-93% населения исправно платят за услуги ЖКХ. И если это действительно так, то на каждого должника придется в среднем 50 тыс. рублей, что очень много. Значит, что-то здесь не так.

Одной из причин, являющейся серьезным препятствием для снижения такой серьезной задолженности жителей, может быть, как это ни странно, отсутствие соответствующего жилищному законодательству механизма осуществления, так называемых, «прямых платежей» населения в ММПКХ. Как известно, летом 2012 года, после нервного шока, возникшего у администрации из-за вскрывшихся фактов миллионных хищений руководителями УК «Строен» и «ОКХ», большинство управляющих компаний обязали передать ММПКХ свои базы абонентов. После этого ресурсоснабжающая организация (РСО, в Озерске это ММПКХ) начало выставлять счета и принимать платежи напрямую, но ведь время идет, а база данных абонентов становится устаревшей. Насколько я понимаю, до сих пор не существует гарантированной схемы актуализации этой базы, хотя необходимость в этом, безусловно, есть: люди переезжают, меняются, выписываются и прописываются по новым адресам, умирают в конце концов. А к ММПКХ эти данные системно и своевременно не поступают. Заключить соответствующие соглашения с РСО Управляющие компании, ссылаюсь на закон о персональных данных, отказываются (отдельные сведения по запросам поступают, но нерегулярно). В результате, ММПКХ выставляет часть счетов «в молоко», то есть мимо: люди уже переехали на новый адрес, а квитанция приходит на прежних жильцов, старые и новые собственники не чувствуют за собой обязанности сообщать ММПКХ о произошедших изменениях, не платят, понимая, что они в «шапке-невидимке», а совокупные суммы по этим квитанциям с 2012 года, вероятно, накоплены весьма чувствительные – миллионы рублей.

Как это можно исправить? Как наладить схему прямых платежей с надлежащим контролем и учетом, не нарушая требований законодательства? Если обобщить мысли моих «виртуальных» собеседников, то решение проблемы сводится к следующему.

С одной стороны, прямые платежи являются своего рода страховкой для населения и муниципальных властей от рисков нецелевого использования собранных денежных средств, и отказываться от них нецелесообразно, главное, что бы собственники приняли решение об оплате услуг в РСО. С другой стороны, из гражданского и жилищного законодательства следует, что обязательства возникают из договора, а на практике договоры управления многоквартирными домами заключены между собственниками и УК, как с исполнителями услуг, а не с РСО. С третьей стороны, между РСО и УК также имеются договорные отношения, суть которых сводится к поставке и оплате коммунальных ресурсов (тепла и воды). Следовательно, в рамках договоров взаимные обязательства возникают, во- первых, между собственниками квартир и УК, во- вторых, между УК и РСО. Отсюда рождается неожиданный вывод, что в отсутствие договора между населением и РСО взаимных обязательств между ними не возникает. И таким образом, функция начисления платежей населению относится к ведению УК. Как же в этом случае быть с прямыми платежами? Возможны два варианта.

1. УК выставляет населению две квитанции. Одну с реквизитами УК для оплаты своих услуг (вывоз ТБО, уборка территории и т.д.), вторую – с реквизитами ММПКХ для оплаты тепла, воды и канализации.

2. Более эффективным будет создать в городе единый расчетно-функциональный центр, где в рамках соответствующего многостороннего соглашения будет происходить начисление стоимости коммунальных услуг населению, а при поступлении оплаты - «расщепление» платежей по реквизитам участников рынка ЖКХ. Системная, своевременная актуализация базы начислений при использовании любого варианта обеспечивается на 100%, а состояние взаиморасчетов между населением, УК и РСО становится прозрачным.

При такой схеме сапоги, как говорится, будет тачать сапожник, а пироги печь пирожник.

Надеюсь, администрация и Собрание депутатов найдут решение по этой чрезвычайно непростой проблеме.

Евгений Шитиков

Координатор движения "Зеленый Озерск"


Вернуться назад