Главная > Сороковка > О муниципальном заказе. Часть третья

О муниципальном заказе. Часть третья


23 апреля 2013, 10:42. Разместил: norma

Начало на здесь и здесь.

Две недели назад мы на полуслове прервали разговор о муниципальном заказе. Это было сделано сознательно. С одной стороны, мы нисколько не сомневались в источнике и достоверности информации о «чудесах» при размещении муниципальных заказов. С другой стороны, а вдруг… Вдруг попавшие к нам реестры – лишь проекты, не имеющие ничего общего с реально заключенными контрактами? Вдруг в ответ на наши публикации последует подробный и точный ответ от руководителей упомянутых подразделений администрации?

Поэтому мы ждали две недели. Но, как обычно, «в ответ – тишина». Отсюда мы делаем вывод: все приведенные нами факты, мягко говоря, неэффективного распоряжения бюджетными средствами и безобразного контроля за размещением муниципального заказа – имеют место в действительности. И, как обычно, никому нет до этого дела.

За эти же две недели нам пришлось не раз слышать: «То, о чем вы пишете – мелочь, совершенно не интересная контролерам. Ну, потратят он месяц, найдут завышение цен при покупке мешка крупы… Толку-то…» Согласны, в море мелочных договоров можно погрузиться с головой.
Но не потому ли и была создана такая система муниципальных закупок, при которой громадные суммы (около 1 миллиарда в год!) распыляются по тысячам мелких контрактов, отслеживать которые нет ни сил, ни желания?

Стоит ли задуматься над экономией бюджетных средств, которая обязательно может появиться в результате реформы всей системы муниципального заказа? Вопрос, естественно, риторический.

Как же следует проводить эту реформу?

«Распылив» весь муниципальный заказ по девяти десяткам самостоятельных заказчиков, местная власть освободила их от проведения конкурсных процедур – контракты-то копеечные, до 100 тыс. рублей. При этом зачастую несколько десятков заказчиков одновременно закупают один и тот же товар малыми партиями и фактически по розничным ценам (это – в лучшем случае, в худшем – гораздо дороже) без какого-либо контроля со стороны администрации округа.

Что мешает централизовать размещение таких однородных заказов, наделив полномочиями единственного заказчика профильные управления администрации? К примеру, все овощи, молоко и прочую гречку для школ и детских садов закупает управление образования. Тем более, что при планировании бюджетных расходов именно в Управление стекается информация обо всех потребностях муниципальных образовательных учреждений. Так, во всяком случае, должно быть.

Централизовав закупки, мы тем самым освободим персонал учреждений от несвойственных им функций – раз! Обеспечим конкурсное размещение заказа (ведь договорная сумма заведомо будет больше 100 тысяч) – два! Сможем претендовать на существенные оптовые скидки – три! Сделаем весь процесс закупок прозрачным и подконтрольным – четыре!

Отдельно следует остановиться на вопросе ответственности за неэффективное расходование средств при размещении муниципального заказа. Подробный анализ странной попытки муниципального учреждения «Арена» закупить экипировку для американского футбола – еще впереди. Но уже сегодня мы видим, что никто: ни директор МУ «Арена», ни начальник спорткомитета, ни профильный заместитель главы администрации, - никто не выступил с официальным заявлением (разъяснением и пр.) по этому поводу. Некое анонимное частное лицо, похожее, как говорится, на К.Ю.Барышева, оспорило заявку, аукцион отменили, и вопрос, казалось бы, исчерпан…

А не случись в нужном месте в нужное время Озерского Навального?
Да и не хватит его на все заказы и на всех заказчиков.

Нужно, чтобы обычный режим работы с муниципальным заказом позволял определить конкретное лицо, несущее персональную ответственность за данный заказ. Сделать это просто – нужно предусмотреть согласование заказа профильным заместителем главы администрации. Конечно, речь не идет о закупке двух дыроколов. Можно предусмотреть определенный размер контракта, для которого обязательно согласование профильным замом. Причем в обязанности согласующего не должна входить проверка цен – мы допускаем, что открытая конкурсная процедура сама по себе является определяющим фактором ценообразования. Важнее (особенно сейчас – в ситуации необходимости экономить на всем) определиться с целесообразностью той или иной закупки, и, если покупка объективно необходима, в выборе оптимального решения. Кто лучше профильного зама знает реальное положение дел во всей вверенной ему сфере? А для ответов на остальные вопросы, как и для контроля за соблюдением закона при оформлении заявки, есть служба муниципального заказа, специалисты которой должны в режиме реального времени располагать полной информацией о возможных поставщиках, номенклатуре товаров, ценах и т.д.

Естественно, мы рисуем новую систему только в общих чертах. Подробности должны быть описаны в специальном решении Собрания депутатов, пересказывать которое здесь нет никакого смысла.

Легко ли провести такую реформу? Очень непросто. Во-первых, появление новой «головной боли» будет в штыки встречено заместителями главы администрации. Во-вторых, урезание полномочий самостийных директоров бюджетных учреждений может вызвать их бурное недовольство. В-третьих, сокращение ставших ненужными работников либо сокращение доходов тех, кто занимался безконкурсными покупками как со стороны заказчика, так и со стороны продавца. В- четвертых, слом привычных «деловых» отношений и перевод их на строгий юридический язык. В-пятых, а кто, собственно, готов будет осуществить эту реформу?

Перечень «подводных камней» можно продолжать до бесконечности. Но, на наш взгляд, пятый «камень» является краеугольным. Для реформы (любой реформы!) нужна политическая воля. Если ее не будет, мы продолжим сталкиваться с острой нехваткой денег на все, имея при этом бюджет в 2 с лишним миллиарда.

http://40-ozersk.livejournal.com/76620.html


Вернуться назад