Реклама на сайте|Обратная связь Вторник, 28 января, 15:59
Регистрация на сайте
Авторизация
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Январь 2020 (154)
Декабрь 2019 (235)
Ноябрь 2019 (241)
Октябрь 2019 (258)
Сентябрь 2019 (294)
Август 2019 (290)
| Новости » СМИ » Сороковка

О 5-й статье Закона «О ЗАТО» (часть 2)

Рассмотрим подробнее, что же такое – 5-я статья закона «О ЗАТО».

Именно благодаря этой статье «закрытым городам» удалось сравнительно спокойно, а некоторым – даже очень небедно, прожить 90-е годы. В первую очередь, потому, что статья 5 закрепила принцип полного зачисления в местный бюджет всех собираемых в ЗАТО налогов.

Этот же принцип в сочетании с действовавшим тогда законодательством об инвестиционной деятельности позволил в 1997-1999 годах создать в некоторых ЗАТО «внутренние оффшоры». О них в свое время было сказано немало. Считаем, что возможность льготного налогообложения работающих в ЗАТО предприятий и реальная выгода бюджету в виде налоговых поступлений от развивающейся в ЗАТО экономики могли стать основой для роста благосостояния не только закрытых городов, но и прилегающих территорий.

Другое дело, что система нуждалась в тонкой настройке, тщательном государственном и правовом регулировании. Но тогда никто в Москве не захотел этим заниматься. Пятую статью (в части зачисления в бюджет всех налогов) сначала резко ужесточили, а позднее вообще вычеркнули этот пункт из закона.

Вообще, если проанализировать характер изменений закона «О ЗАТО» за все время его существования, то бросается в глаза постепенное сужение прав «закрытого города» при все более ужесточающихся условиях так называемого «особого режима».

О степени влияния «особого режима» на инвестиционный и предпринимательский климат в ЗАТО можно судить по содержанию статьи 3. Приведем только некоторые положения:

«ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;»

А также ст. 6:

«4. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации».

А также нормы, описывающие «специальные условия проживания граждан» (ст 1)…

И становится понятно, что всерьез говорить о нормальном экономическом развитии, привлечении инвестиций в ЗАТО может только законченный оптимист.

Понимая это, авторы закона изначально определили, что

«Ст. 7.Проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.

Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости».

И обеспечить эту государственную поддержку можно было, только используя положения статьи пятой закона «О ЗАТО».

Когда у «закрытых городов» отбирали федеральные и региональные налоги, обещали, что выпадающие доходы бюджета будут компенсированы средствами федеральной Программы развития ЗАТО. Но финансирование этой программы в полном, заявленном постановлением Правительства РФ, объеме осуществлялось только один год, еще пару лет деньги выделялись в очень секвестрированной сумме, а потом о Программе забыли.

Теперь ЗАТО, если смотреть на порядок формирования местного бюджета, ничем не отличаются от любого иного муниципального образования. Есть пока еще дотация их Москвы, но ее размер («Сороковка» говорила об этом вчера) с каждым годом уменьшается.

Единственной, пусть и весьма призрачной надеждой на исправление ситуации оставались нормы пятой статьи, которые теперь Правительство РФ предлагает отменить, приводя следующие аргументы (цитируем пояснительную записку к законопроекту):

«…действие норм, принятых в 90-е годы, противоречит принципам бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающим равенство бюджетных прав муниципальных образований.

В связи со сложившейся отраслевой структурой ЗАТО действие норм приведет к возникновению условий для значительной экономической и социальной дифференциации ЗАТО. Применение норм ставит в преимущественное положение лишь те муниципальные образования, на территории которых находятся промышленные производства».

Да уж, лучше не скажешь. Получается, все муниципальные образования должны быть равны в своей нищете, независимо от особенностей этих образований. И уж тем более, не должны быть в «преимущественном положении» города, где пока еще сохраняются «промышленные производства».

И как после таких заявлений можно относиться к словам, произносимым теми же лицами о «необходимости муниципалитетам развивать собственную налоговую базу, создавать новые рабочие места и пр.»?

Что же теперь делать? Нет никакого сомнения, что правительственный законопроект стремительно пройдет через Федеральное собрание. Если сами ЗАТО не предпримут попытку остановить процесс.

Правовые основания для этого имеются. Все аргументы авторов законопроекта разбиваются о нормы пункта 4 ст. 1 Закона «О ЗАТО»: «Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом». То есть все рассуждения о «равенстве бюджетных прав» следует забыть, пока существует определенный статусом ЗАТО «особый режим».

Правовые основания есть, но есть ли организационные?

Очевидно, что с обращениями к Госдуме должны выступить местные представительные органы, ведь только они имеют право говорить от имени своих избирателей, от имени населения ЗАТО.

Да вот беда – к примеру, в озерском Собрании подавляющее большинство депутатов состоят во фракции «ЕР». И очень трудно представить, что местные единороссы будут возражать против законопроекта, представленного лидером их партии. Вот увидите: партийная дисциплина снова окажется важнее интересов избирателей.

Поэтому можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать: под гробовое молчание местных депутатов-единороссов по инициативе Правительства РФ уничтожается экономическая основа пристойного существования «закрытых городов».

Зато горожане ЗАТО получили дополнительную пищу для размышлений: за кого и как надо голосовать на местных выборах.

http://40-ozersk.livejournal.com/143303.html

2014-02-13YEKT12:57:00

Ключевые теги: сороковка, аналитика, законопроект.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+
{shuffled_0}

Комментарии (1)

Ал,

Многа букаф. Ниасилил

Добавить комментарий

Обсуждаемые новости