Реклама на сайте|Обратная связь Вторник, 19 сентября, 16:29
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Сентябрь 2017 (201)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Апрель 2017 (261)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Политика

О муниципальной реформе языком закона

Сайт ozersk.ru уже публиковал комментарии к законодательным инициативам областных депутатов, отменяющим прямые выборы глав городских округов («Возможности и риски муниципальной реформы»). Однако следует рассмотреть осуществляемую реформу и с позиций действующего федерального законодательства об организации местного самоуправления. Заранее прошу извинить за обилие приводимых ниже цитат из нормативных актов. Но мы живем в правовом государстве и должны знать, по каким законам это государство действует.

В свежем номере журнала «Эксперт-Урал» опубликовано интервью губернатора Челябинской области Б.А.Дубровского. Там речь шла, в том числе, и о муниципальной реформе:

— А почему во всех, за исключением одного, городских округах Челябинской области нужно отказываться от прямых выборов мэров и вводить институт сити-менеджеров?

— Такая модель управления мне понятнее. Я несу ответственность за муниципалитеты и людей, которых я буду предлагать на посты глав администраций (решение о назначении сити-менеджера принимает комиссия, которая на 50% состоит из представителей губернатора. — Ред. «Э-У»). Речь не о том, что мне будет проще давить на таких управленцев или убирать их, а о том, что при такой схеме сити-менеджер — член нашей команды. Он будет администрировать хозяйственную деятельность, управлять бюджетом, но на своем уровне.

Будем считать слова «член нашей команды» лишь фигурой речи, потому что с правовой точки зрения они весьма спорны.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту «ФЗ № 131») местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в законно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Как видите, в данной статье ни о губернаторе, ни даже о Президенте речи не идет. Это полностью соответствует ст. 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Поэтому Глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом муниципального образования (ст. 36 ФЗ № 131), юридически может быть членом только одной команды - команды местного сообщества, команды населения муниципального образования.

При этом, конечно, не надо думать, что даже избранный на прямых выборах Глава муниципального образования никак не подконтролен органам государственной власти. Другое дело, что границы этого контроля четко прописаны в законе.

В первую очередь, это ст. 6 ФЗ № 131:

«К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Кроме правового регулирования, государственная власть взаимодействует с муниципальной в части исполнения последней переданных ей государственных полномочий. Строятся эти отношения на базе ст. 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

Так уж сложилось, что государство передало муниципалитетам огромное количество полномочий, в первую очередь – в сфере образования и социальной защиты. И эти переданные полномочия финансируются за счет субвенций из областного бюджета. В частности, в бюджете Озерского городского округа субвенции составляют около полутора миллиардов рублей или более половины всей доходной части бюджета. Та же картина в любом другом городском округе. Это формирует ложное представление о тотальной зависимости местных бюджетов от областных денег.

Зависимость выражается другой цифрой – дотациями из областного бюджета. Так вот, в проекте областного бюджета на 2015 год из более чем ста миллиардов расходов дотации муниципалитетам составляют около семи миллиардов, а если учесть, что часть дотаций (для ЗАТО) поступает из федерального бюджета, то степень финансовой зависимости муниципальных образований от области окажется и того меньше.

Как бы то ни было, и за дотациями, и за субвенциями, предоставляемыми территориям, нужен жесткий губернаторский контроль. Вот только навязываемая новая схема назначения сити-менеджеров ничего принципиально в уже определенном законом алгоритме контроля не меняет. Порядок наделения муниципалитетов государственными полномочиями определен главой 4 ФЗ № 131, в том числе в ст. 21 определен порядок государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Ошибочным является и часто встречающееся сегодня утверждение, что назначенных местных руководителей будет легче снять. Федеральный закон не видит разницы в том, как назначен или избран глава муниципального образования или глава местной администрации. Для них установлена единая мера ответственности перед губернатором (ст. 74 ФЗ № 131):

«Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».

Других правовых оснований у губернатора снять неугодного главу нет. Это, конечно, не исключает разнообразных мер административного и(или) психологического воздействия, но мы ведь договорились рассуждать только категориями Закона.

Подводя предварительный итог, можно сказать: ни с правовой, ни с управленческой (см. предыдущую публикацию ozersk.ru) точки зрения новая схема «двуглавой» местной власти ничего не меняет к лучшему. Но при этом создает новые риски.

В общем, как говорят в народе, c'est plus qu'un crime, c'est unefaute.

А.Жмайло

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:

Обсуждаемые новости