Реклама на сайте|Обратная связь Вторник, 21 января, 21:50
Регистрация на сайте
Авторизация
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Январь 2020 (105)
Декабрь 2019 (235)
Ноябрь 2019 (241)
Октябрь 2019 (258)
Сентябрь 2019 (294)
Август 2019 (290)
| История края

Интересный факт: как на Урале сбили американский самолет, который фотографировал Челябинск-40

Не секрет, что во время холодной войны Челябинская область была на особом счету у Пентагона. Существование южноуральских запреток портило аппетит иным американским политикам и генералам, а у некоторых стояло комом в горле. Разумеется, секреты Южного Урала они пытались вынюхать, выяснить и проанализировать.

1 мая 1960 года советскую границу пересек самолет ВВС США U-2 под управлением агента ЦРУ Фрэнсиса Пауэрса. Он летел из Пакистана и должен был произвести фотосъемку военных объектов в Челябинской и Свердловской областях, а также записать сигналы радиолокационных станций.

Чтобы нейтрализовать американского аса, который к тому времени уже успел сделать парочку фотографий ядерных объектов в Челябинске-40 (ныне Озерск), военные частей ПВО выпустили семь зенитных ракет и отправили на перехват истребители Миг-19. Дружественным огнем один из Мигов был уничтожен, летчик трагически погиб.

Макет самолета U-2

Понимая, что Миг1-9 не способен "достать" Пауэрса (шутка ли, тот летел на высоте 20 километров) командование решило отправить в погоню высотный Су-9, пилот которого — Игорь Ментюков — был обречен на верную гибель. Дело в том, что во время ЧП Су-9 как раз перегоняли из одного места в другое, и машину попросту не успели вооружить. Задача Ментюкова заключалась в следующем: догнать U-2 и идти на таран. Возможность выжить не предполагалась, ведь впопыхах советский пилот даже не успел надеть высотно-компенсационный костюм, поэтому не мог безопасно катапультироваться. Впрочем, в силу разных причин погоню так и не удалось довести до тарана, и U-2 сбили все-таки ракетой на предельной дальности.

После попадания в хвостовую часть самолета Фрэнсис Пауэрс сумел выбраться из кабины уже падающего высотника и раскрыл парашют. Катапультой не пользовался, так как знал, что под креслом установлено взрывное устройство. Адская машинка запускалась в действие нажатием кнопки катапультирования. Так у летчика не оставалось шансов быть захваченным на вражеской территории и выдать секреты.

Когда Пауэрс приземлился, его задержали местные селяне и передали в руки оперативникам КГБ. Позже шпиона осудили на 10 лет, но потом обменяли на знаменитого советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильям Фишер). Обмен состоялся на мосту Глинике (в Германии) и стал знаковым в истории противостояния США и СССР.

Любопытный факт: оказавшись в родной Калифорнии, шпион-неудачник не пользовался особым почетом у властей США. Все-таки он не покончил с собой, утратил важные документы и был взят в плен. Такого Соединенные Штаты, по всей видимости, не простили, и вскоре Фрэнсис погиб при весьма загадочных обстоятельствах.

Кстати, обломки сбитого самолёта U-2 Гэри Пауэрса, выставлены в Центральном музее Вооружённых сил в Москве.

P.S. На основе этих событий снято два фильма: в 1985 году "Мы обвиняем" (СССР) и в 2015 "Шпионский мост" (США).

http://hornews.com

2016-01-22YEKT13:25:00

Ключевые теги: самолёт, шпион, запретки.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+
{shuffled_0}

Комментарии (1)

Олег0061,

Воинская часть, откуда сбили Паурса, располагалась вблизи озера Иткуль. Потом ее "сдал" Пеньковский, и часть оттуда была перебазирована.

Добавить комментарий