Реклама на сайте|Обратная связь Вторник, 24 октября, 03:36
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Октябрь 2017 (280)
Сентябрь 2017 (356)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Культура

Как поймать волну

Эксклюзивное интервью для журнала «ЧЛБ.Собака.ru» от номинанта на премию «Самые знаменитые люди Челябинской области» Владимира Кулика.

Ссылка для ежедневного голосования. Голосование продлится до 2 июня 2017 года. Делаем правильный выбор!

1. Владимир, вам удалось вывести Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» из творческого и финансового кризиса. С чем был связан этот упадок? Бич ли это культурных центров, не обязательно даже театров, всех провинциальных городов? Или это больше связано со спецификой закрытого города?

Говорить о том, что до моего прихода Озерский театр драмы был в упадке – это преувеличение. Разве что в творческом плане было не все благополучно, но в финансовом было намного стабильнее. На сегодняшний день в этом смысле все гораздо сложнее.

У каждой организации есть периоды спада и подъема, и это нормально. Период спада наступает, когда отсутствует лидер или исчезает стимул для развития и, конечно, проблема любого малого города – дефицит классных специалистов, способных решать сложные задачи. Чем лучше специалист, тем больше он стремится реализовать себя в большом городе, где больше возможностей.

Мне изначально повезло – в Озерском театре всегда была очень сильная актерская труппа, а мне в первый же год удалось привести еще группу молодых актеров и собрать команду специалистов, с которыми мы и начали строить новый репертуар и создавать творческие проекты.

2. В чем заключаются особенности культурной жизни закрытого города? Каковы плюсы и минусы в жизни театров ЗАТО?

Закрытый город не имеет возможности обновления зрительского потока – это его главный минус. Нам приходится вариться в собственном соку. В связи с этим мы вынуждены постоянного обновлять репертуар и создавать новые театральные проекты. Это для нас жизненная потребность. В этом есть свои плюсы и минусы. При таком объеме работ часто страдает качество. Чтобы создавать полноценные качественные спектакли, нужны время, силы и деньги, а нам часто не хватает ни того, ни другого, ни третьего. При этом, именно в таких условиях, даже из минимальных средств порой возникают очень интересные вещи. Задача заключается в том, чтобы использовать каждый шанс, подхватывать любую инициативу, идею, вовремя замечать перспективу в человеке или в проекте и дать ей возможность реализоваться и развиваться.

3. «Наш дом» держит руку на пульсе современности. Помимо 7-8 премьер в год театр будоражит театральную общественность новаторскими проектами. Как приходили идеи создания «Открытой сцены», «DramaClub», «Уроков в театре», «Театрального портала», «Дня в театре»? Ведь аналогов этим проектам нет в России, а некоторым – и в мире!

Идеи витают в воздухе: одни приходят случайно, другие долго вызревают. Главное, суметь придать им качественно новый поворот и сделать то, что никто еще не делал. Каждая идея индивидуальна. Так, например, получилось проектом «DramaClub». До этого у нас уже были родственные проекты «Открытая сцена» и «Уроки в театре», мы проводили драматургический семинар, время от времени устраивали читки пьес. Кстати, одна из таких читок, «Старосветские помещики», уже семь лет идет в театре как репертуарный спектакль. Все это и привело к тому, что два года назад возник постоянный проект «DramaClub» - мы каждый месяц показываем новый эскиз спектакля, на который даем только одну-две репетиции, чтобы сохранить импровизационность существования актеров. Это помогает нам «убивать» сразу несколько «зайцев»: и актерский тренинг, и возможность «пощупать» разную драматургию, и зрительский интерес к актерской импровизации, и возможность живого общения с аудиторией, когда мы после каждой читки устраиваем обсуждение.

Все наши проекты – эксперименты, без которых вообще невозможно движение вперед. Один из другого вытекает и подхватывает, сохраняя при этом свои разные цели и направленность.

4. В настоящее время возможности выезжать на гастроли у театра нет, так какцена аренды крупных театральных площадок рассчитана на раскрученные бренды, либо на поддержку грантами. Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»− это альтернативный инструмент привлечения российских театралов к творчеству артистов закрытого города?

Все наоборот. Мы имеем возможность вывозить свои экспериментальные спектакли на гастроли и фестивали, пусть не настолько часто, как хотелось бы, но все же. Фестиваль «Ночь в театре» создан для того, чтобы дать возможность реализоваться творческому потенциалу – и нашему, и других театров страны. Мы предоставляем им для этого площадку. В этом и заключается суть фестиваля экспериментальных театральных форм. Проверено семью годами практики – на «Ночь в театре» приезжают коллективы, которые пытаются создавать что-то новое. Театрам, в которых нет внутреннего движения, просто нечего нам привезти.

Каждый год в рамках фестиваля мы на зрителя и своих коллег проверяем собственные эксперименты. В этом году мы показали спектакль «Яма», в прошлые годы «ночную» проверку на зрителя получали другие наши экспериментальные спектакли: «Лейтенант с острова Инишмор», «Лысая певица», «Весь мир – театр».

5. Каков сегодняшний зритель: его внимание больше привлекают эксперименты на сцене или традиционные качественные произведения театрального искусства?

Зритель разный, у каждого свой культурный уровень, вкус, театральный опыт, потребности. Основная масса людей идет в театр отдыхать и расслабиться после трудовой недели – для этой целевой аудитории мы создаем легкие, незатейливые спектакли. Другим нравятся эксперименты, как правило, это молодежь. Этот сегмент небольшой, но в последние годы, постепенно увеличивается. Есть театралы, которые смотрят все, что выпускает наш театр, а есть те, кто приходят только на приезжие коллективы. Есть вообще случайные зрители, те, кто попадает в театр почти неосознанно. Для такого человека дальнейший интерес к театру зависит от того, на какой спектакль он попал. Совпало – будет приходить снова и снова, если не угадал со спектаклем, пришел не на «свою» постановку, происходит отторжение от театра, бывает, что навсегда.

Для театра очень важно, что есть особая театральная аудитория, готовая воспринимать театр во всей его полноте. Такой зритель воспринимает спектакль на другом уровне, смакует подробности, нюансы актерской игры, оформления, получает удовольствие от того как это сделано. Таким зрителям нужны изыски. А в среднем зритель, каким был – таким и остался.

6. Экспериментальные постановки, фестивали, проекты – это то, что помогло театру выжить и подняться. Какой творческой политики театр будет придерживаться в дальнейшем?

Театр всегда будет придерживаться той же политики разнообразия театрального предложения. Это неизбежно для театра малого города, тем более закрытого. Естественно останется направление экспериментов, поиска. Будем делать спектакли и для массовой аудитории и для ценителей, классические и современные, российскую и зарубежную драматургию.

Если бы мы существовали в другом пространстве, в большом областном или столичном городе, имели бы возможность работать только на одну аудиторию, в своем направлении, то, может быть, мы выбрали бы только эксперименты, лабораторию, или классическое направление. Но мы всегда миксуем, создаем разные спектакли для разных людей, исходя из процентного соотношения разных целевых аудиторий. В любом театре 80 % спектаклей создается для массового потребления, но без эксперимента невозможно развитие, возникает застой. Важно вести зрителя за собой, переводить его из одной категории в другую – из сегмента массового потребления в статус взыскательного театрального зрителя.

Для этого и нужны наши проекты – обогащать зрителя. Для этого придуман, например, «Театральный портал», который через цикл мероприятий, экскурсии в закулисье, встречи с актерами и беседы о театре, квесты и тренинги, посещение уроков в театре и спектаклей, готовит детей для более глубинного восприятия театра, изменяет их мировоззрение. В этом и состоит основная задача театра – приобщение людей к театральному искусству.

Каждый год мы «прощупываем» своего и потенциального зрителя, изменяем свою позицию, направленность, репертуарную политику. Сейчас так, а завтра все может измениться: появятся новые технологии, изменится сознание, психология восприятия. Тогда и театр должен меняться, иначе он умрет. Важно правильно поймать эту волну, чтобы оказаться на гребне, но и не оторваться. Если мы зайдем в своих экспериментах слишком далеко, нас не поймут, не примут, не пойдут, и тогда мы потеряем нашу аудиторию, а, как известно, театр без зрителя существовать не может.

7. Новаторские театральные программы позволили привлечь внимание Министерства культуры и людей, от которых зависит дальнейшая судьба театра? Или энтузиазм и высокий творческий потенциал коллектива театра по-прежнему являются основными источниками жизни «Нашего дома»?

Своими новаторскими идеями и проектами, экспериментальными спектаклями мы действительно привлекли к себе внимание и общественности, и тех, от кого зависит судьба театра. Но финансовой поддержки почему-то больше не стало... Хотя по идее, энтузиазм и инициатива должны поощряться, иначе начинают опускаться руки, и может наступить апатия. Но, на сегодняшний день, ситуация такова: «Вы же делаете – вот и молодцы». Раз делаете, значит, хватает тех ресурсов, которые есть. Понимания того, что театру необходима поддержка, в том числе и финансовая, чтобы дать возможность развиваться дальше, выходить на другой уровень, мы пока не нашли.

8. В Озерске открыли театральный факультет. Молодые актеры будут проходить учебу на сцене вашего театра. Это инициатива театра? Не хватает свежей крови в труппе или накопилось много опыта, которым хочется поделиться?

Актерский факультет пока еще не открыли, этим летом только будет первый набор. Сейчас идет подготовка. Но, конечно же, это острая потребность. Надеемся, что будет конкурс, и мы сможем отобрать наиболее интересных и талантливых ребят с перспективой того, что несколько человек из этого курса пополнят труппу театра. Эта наша надежда. Ради этого все и затевается.

9. Самый яркий проект – Ночь в театре, какие планы на этот год? Какой будет тема нового фестиваля?

Пусть это останется интригой! Каждый год«Ночь в театре» – это актуальная тема, особенная история. Мы ищем новаторские подходы, появляются новые участники, готовим сюрпризы. Не станет исключением и предстоящая «Ночь в театре».

Юлия Клепикова

Как поймать волну

Как поймать волну

Как поймать волну

Как поймать волну

Ключевые теги: театр драмы, директор.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код: