Итак, свершилось! После полугода явного и полутора лет скрытого безвластия в Озерске появился новый глава администрации. Надо бы в такой день произносить поздравительные речи в адрес победителя. Вроде: «Наконец-то…! Мы верим…! Вперед…! Удачи…!»
Впрочем, таких слов будет много сказано и без нас. Нам сейчас представляется более уместным выражать А. В. Федорову сочувствие. Попытаемся пояснить свою позицию.
Во-первых, у него впереди долгий срок. На этот срок придется погрузиться с головой в городские проблемы и находить их оперативные решения. Отложить что-то «на потом» не получится. Ведь до сентября 2015 года — 33 месяца, и никто не сможет пребывать на протяжении 1000 дней в роли «технического» сити-менеджера, главной задачей которого является подготовка города к новому избирательному циклу.
И тут (это — во-вторых) глава администрации столкнется с трудной задачей. Очевидно, что Озерск стоит на пороге серьезных изменений. Но, при этом, отсутствует запрос общества на перемены. Культивируемое и поощряемое властью социальное иждивенчество, обещания «стабильности», «социальной ориентации» и пр. породили закономерное явление: горожане не хотят жить лучше — они хотят жить «как раньше». И за много лет никто из депутатов или руководителей администрации не осмелился честно заявить: «Как раньше жить не получится. Больше нет доброго дяди в лице сильного государства, Средмаша, „Маяка“, который все за нас решит и о нас позаботится. Москве, Росатому, области на нас насрать. Мы будем пользоваться только тем, что сумеем заработать сами. И нам всем надо меняться, отказываясь, быть может, от привычных нам благ и удобств».
Это давно поняла вся остальная Россия, которую двадцать лет назад с головой окунули в шоковую терапию. Нам по целому ряду причин удалось благополучно пережить «лихие 90-е». Чего, кстати, нельзя сказать, к примеру, о Снежинске. Им тогда пришлось ох как несладко! И именно потому сегодня Снежинск демонстрирует принципиально отличный от озерского стиль поведения, взаимодействия с бизнесом и вышестоящими властями. Они поняли — надеяться в современной России можно только на собственные силы.
Наши местные руководители, пока позволяла обстановка, предпочитали рассуждать о стабильности. Сегодня социально-экономическая ситуация иная, но отказаться от привычной линии поведения никто не желает. Так что наши «лихие 90-е» еще впереди. И, с каждым днем откладывания радикальных реформ — все ближе.
Но может ли глава администрации начать такие реформы? В одиночку — однозначно, нет! Начнем с того, что он не обладает достаточной легитимностью для таких стратегических действий. Ведь, по сути, сити-менеджер — это наемный работник, нанятый, чтобы латать тришкин кафтан городского хозяйства. Как говорил, не к ночи будь помянут, сенатор Цыбко, «в Озерске есть один политик — Глава ОГО». Он же вместе с депутатами — коллективный стратег, который должен определять основные направления движения Озерска. Но мы имели несчастье не раз убедиться, что самостоятельный стратег из нашего Собрания — никакой. Подавляющее число народных избранников свыклись с ролью «машинки для голосования», в которой опция «думать» не предусмотрена.
Надеяться на то, что Собрание сможет оказать главе администрации сколько-нибудь существенную помощь помимо традиционного «одобрямса» — наивно. Более того, есть угроза, что в случае попыток проведения сити-менеджером неприятных, но необходимых действий, депутаты захотят примерить маску народного заступника. Это сделать легче, чем разделить с главой администрации ответственность за трехлетнее, а у многих — восьмилетнее безделье в депутатских креслах. И тогда сити-менеджер на себе почувствует правоту английской пословицы: «Прочнее всего стена из манной каши».
К тому же (и это — в-четвертых), у него в настоящее время отсутствует возможность опоры на доставшуюся ему в наследство администрацию. Разрушенная Тарасовым, развращаемая многолетними интригами, погрязшая в кумовстве и круговой поруке, администрация сегодня — неработоспособна. Ее еще можно привести в рабочее состояние, но хватит ли на это сил у А.Федорова и у тех, с кем он придет на новую работу?
Вопрос о достаточности сил — далеко не праздный. Ведь на первых порах он будет вынужден действовать в одиночку. И новому главе администрации предстоит срочно осознать одно: единственным его союзником в настоящей работе на благо Озерска является городского сообщество. То самое гражданское общество, методично принижаемое и уничтожаемое ныне на местном, и на федеральном уровне. Но не стоит забывать, что здесь, на местах, не политика! Здесь — местное самоуправление.
Кто оно — озерское гражданское общество? Это не ветеранские организации с вершиной в виде Общественной палаты. При всем нашем уважении к прошлым заслугам этих, безусловно, прекрасных людей приходится признать, что ничего, кроме одобрения решений действующего начальства от них ждать не следует. Это, в ситуации общегородского развала, тоже неплохо, но недостаточно.
Это и не партийные организации, которые за время своего существования не предложили ничего кроме «электорально эффективных» способов растраты бюджетных денег.
Гражданское общество Озерска — это разрозненные пока группы людей, занимающихся любимым делом, готовых защищать и развивать его. Это предприниматели, учителя, работники культуры — всех не перечислишь. Им только надо дать возможность для свободного диалога, для обмена мнениями, невзирая на лица. Да, в таком честном диалоге власть услышит много неприятного в свой адрес. Но опираться можно только на то, что сопротивляется.
А можно ничего этого не делать. Просто занимать кабинет, время от времени «брать под личный контроль» очередной провал (обвал, аварию, кампанию…). Город — весьма инерционный механизм и как-нибудь протянет без «ремонта» еще года три-четыре. Зато потом встанет уже навсегда.
Хочет ли А.Федоров войти в историю как человек, потерявший три года жизни города и допустивший окончательный развал всего того, что создавалось в течение 70-ти лет?
Ответ все мы сможет дать уже очень скоро. Ведь 1000 дней — очень короткий срок…