Реклама на сайте|Обратная связь Пятница, 10 апреля, 23:59
Регистрация на сайте
Авторизация
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Апрель 2020 (106)
Март 2020 (256)
Февраль 2020 (217)
Январь 2020 (194)
Декабрь 2019 (235)
Ноябрь 2019 (241)
| Новости » Культура

Алгорим выживания Озерского театра. Интервью с директором

Владимир Александрович, позвольте начать наш разговор с не слишком радостного повода. В середине прошлой недели появилась информация о закрытии малой сцены театра «Наш дом».

Действительно, мы вынуждены были пойти на такой шаг. Причина в том, что старое оборудование, пульт управления осветительными приборами, державшийся до сих пор на честном слове и таланте специалистов, окончательно вышел из строя. Стоимость нового пульта – четыреста тысяч рублей. Таких денег у театра нет.

Мы уже думали, как перенести часть спектаклей на большую сцену, чтобы хоть немного уменьшить негативные последствия закрытия малого зала. Но последовала удивительно быстрая реакция администрации Озерска. Буквально на следующий день после объявления об отмене спектаклей меня пригласил П.Ю.Качан и заверил, что в местном бюджете будут найдены средства для покупки нового пульта. Театр уже нашел поставщика, готового предоставить нам оборудование без предоплаты, под гарантийное письмо. Поэтому я надеюсь, что малый зал уже на этой неделе вновь откроет свои двери для горожан.

Значит, все закончилось хорошо?

На этот раз – да. Но, к сожалению, случай с пультом – далеко не единственный. Оборудование театра настолько изношено, что нельзя исключать новых аварий и срывов. Так уж вышло, что на протяжении девяти лет театр не получал из местного бюджета ни копейки на обновление материально-технической базы. В так называемом муниципальном задании, финансируемом за счет бюджетных средств, эти расходы не предусмотрены.

Но ведь театр зарабатывает сам…

Все, что театр зарабатывает, сразу же уходит на обязательные выплаты, в том числе авторам, на хозяйственную деятельность, на содержание и ремонт постоянно ломающегося древнего оборудования и т.д. А то, что остается, расходуется на доплаты к нищенским окладам актеров и работников театра.

Я понимаю, что бюджет Озерска переживает не лучшие времена, и не рассчитываю, что все проблемы «Нашего дома» можно решить сразу. Но было бы правильно, если бы программа обновления материально-технической базы бюджетных учреждений ежегодно наполнялась хотя бы небольшими финансовыми средствами. Тогда мы могли бы поэтапно заменять старое оборудование, а не доводить ситуацию до критической точки, когда происходит остановка основной деятельности.

Предполагаю, что, как только появится такая программа, следующими потребуют того же дворцы культуры…

Возможно, ведь проблемы театра сходны с проблемами любого другого бюджетного учреждения. При этом не надо забывать, что театр – это не просто учреждение культуры. Театр – это учреждение искусства. Основная обязанность театра – создавать произведения искусства. Это требует принципиально иного уровня качества.

Судите сами. Каждый спектакль создается около девяти месяцев. В год театр «Наш дом» выпускает 7-8 новых спектаклей. Следовательно, одновременно в работе находится 3-4 спектакля. Такой вот получается своеобразный конвейер. Но зритель приходит в театр не за конвейерной продукцией. Он хочет увидеть готовое уникальное произведение, единственное в своем роде, не похожее на что-либо, виденное раньше.

А если зритель, к примеру, видит на актрисе слегка перешитое платье из прошлогоднего спектакля или видит на сцене уже знакомые декорации, то ни о каком эксклюзивном произведении речи быть не может. Каждый спектакль – ручная работа в прямом и переносном смысле. Каждый спектакль – произведение искусства, создаваемое общими усилиями режиссера, актеров, художника, композитора, работников театральных цехов. Конечно, бывает непросто согласовать творческие планы с планом исполнения местного бюджета, но мы стараемся.

Что же сегодня значится в творческом плане театра? Каких событий ждать озерскому зрителю в этом году?

На конец апреля запланирована премьера спектакля по пьесе М.Булгакова «Зойкина квартира». Это будет масштабный, зрелищный спектакль, с декорациями, выполненными в том авангардном стиле, который ассоциируется с 20-ми годами прошлого столетия.

Почему театр выбрал именно эту, написанную почти девяносто лет назад пьесу?

Думаю, что вопросы, поднятые в пьесе, остаются актуальными и сегодня. В наши дни, так же как во времена НЭПа, люди вынуждены выживать в очень непростых условиях. Выживать, чаще всего, сами по себе, поодиночке. То, что кухни коммунальных квартир в качестве площадок для общения сменились социальными сетями, только в еще большей степени разделило нас. А там, где «каждый сам за себя», открывается простор для авантюристов, заполнивших «Зойкину квартиру». Поэтому мы и представляем зрителю авантюрную историю.

И, к тому же, сами идем на определенную авантюру, совмещая премьеру и своеобразное дефиле – в зале будут присутствовать господа и дамы, зрители, одетые по моде 20-х годов.

Может, не стоило раскрывать такие секреты? Сюрприза не получится.

Не думаю, что эту нашу идею надо держать в тайне. Мы хотим, чтобы поход в театр всегда был праздником. А, как известно, лучший и самый запоминающийся праздник – это тот, в котором ты сам участвуешь. Я надеюсь, что кто-то, узнав про наши планы, тоже решит примерить на себя наряды тех лет, тем более что они снова входят в моду. Представляете, как бы это было здорово: и в зале, и на сцене – одна и та же эпоха! Только театр из всех зрелищных видов искусств может дать зрителю чувство соучастия.

А что театр готов предложить тем, кто, скажем так, предпочитает потертые джинсы всем этим допотопным канапе и боа?

Для зрителя, ждущего чего-то принципиально нового, мы готовим необычный спектакль. Режиссер из Франции, уже известный Озерску по постановке «Ревизора», ставит пластический спектакль, в котором действие разворачивается без слов, а все мысли, чувства, идеи передаются актерами с помощью мимики и жестов.

Однако такое представление рассчитано на весьма искушенного зрителя, знающего, что такое «contemporary dance», слышавшем, например, о екатеринбургском театре «Провинциальные танцы». Не боитесь, что «народ вас не поймет»?

Театр нельзя сравнивать с магазином, целью которого является продажа как можно большего количества товара как можно большему количеству потребителей. Театр не должен все время идти на поводу у потребителя, идущего в театр отдохнуть после тяжелой недели, идущего расслабиться и, если повезет, поржать.

Задача театра – воспитывать зрителя, предлагать ему что-то новое, доселе неизвестное. Для нас этот спектакль – эксперимент, имеющий просветительские цели.

Мне кажется, этот эксперимент уже не первый. Достаточно привести в качестве примера «Ночь в театре», ставшую уже не столько визитной карточкой театра, сколько брэндом Озерска.

Перечень может продолжить планируемый на 4 мая фестиваль под названием «Театр чистых эмоций». В нем основной акцент будет сделан на танец, на шоу, на представление. Сюжетной основой всего фестиваля станет известный фильм Люка Бессонна «Пятый элемент», и множество театральных, танцевальных и музыкальных коллективов, которые приедут на фестиваль из разных городов нашей страны, представят на нескольких площадках «Нашего дома» единую «космическую оперу».

Уникальность фестиваля еще и в том, что все его участники будут выступать бесплатно, а все вырученные от продажи билетов средства театр направит на благотворительные цели.

Новый сезон тоже откроется премьерой?

Да, осенью мы покажем музыкальный спектакль «Парк советского периода». Но не надо думать, что это будет ретро-концерт, в котором зрители старшего поколения услышат знакомые мелодии времен своей молодости. Старые мелодии, конечно, обязательно прозвучат, но мы больше рассчитываем, что спектакль даст почву для размышлений молодым поколениям.

Те, кто помнят жизнь в Советском Союзе, наверняка согласятся: почти у всех почти ничего не было, но было ощущение счастья. Вот мы и хотим показать, что причина для счастья - не внешняя, не в возможности жить в потребительском рае, не в новых покупках. Видимость потребительского рая у нас уже есть, а счастья не стало.

Потому что причина счастья – она внутри человека, в его способности замечать хорошее, в способности видеть и чувствовать окружающих людей. Эту способность, к сожалению, мы теряем, забывая при этом, что эгоизм – причина деградации общества.

Поэтому наш театр готовит этот спектакль, предлагая зрителю вместе с нами найти алгоритм счастья.

Способность видеть другого, способность сопереживать требует постоянной тренировки, которая возможна только благодаря наличию в городе особого «общественного пространства», где и происходит встреча разных людей. Как мне кажется, в последние годы именно театр «Наш дом» всерьез претендует на такую роль. По моим ощущениям, театр стал открытым, он стал заметен. То есть театр сегодня - не просто здание, мимо которого проходишь время от времени, а культурный центр, который живет, в котором постоянно что-то происходит, и это что-то привлекает внимание.

Я еще не успел рассказать о спектакле «Старший сын» по пьесе А.Вампилова, о молодежном спектакле на экспериментальной площадке, о постановке бард-оперы, о новогодней сказке, о «Ночи в театре», которую мы хотим приурочить к туру по ЗАТО лучших номеров лауреатов нижегородского фестиваля капустников «Веселая коза»…

Город нуждается и в «общественных пространствах», и в изменениях, и в продвижении. Театр «Наш дом» - это, несомненно, один из самых ярких символов Озерска. Его роль в общественной жизни должна быть значительно шире, чем просто место для проведения досуга. Мне кажется, нынешние городские руководители это понимают.

А.Жмайло

2014-03-19YEKT13:15:00

Ключевые теги: театр, Наш Дом, Кулик, премьера.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-+1+
{shuffled_0}

Комментарии (1)

Гость,

А фильмоскоп вам купили и сцену подремонтировали за счет Маяка. Вы б хоть одно доброе слово в адрес предприятия сказали!!!!

Добавить комментарий

Обсуждаемые новости