С этих слов начала встречу с озерскими журналистами директор муниципального предприятия «Управление автомобильного транспорта» В.Г.Погорелов. В процесс почти часового разговора Виталий Геннадьевич охарактеризовал общее положение возглавляемого им предприятия, ответил на множество вопросов. Предлагаю вам конспект этого разговора.
- Стабильное состояние может быть разным. Может быть хорошее стабильное состояние, плохое стабильное состояние, средней тяжести. Я бы охарактеризовал состояние МУП «УАТ» на сегодняшний день как не очень финансово хорошее, но и не критическое. Я не вижу тех признаков банкротства, про которые, почему-то, принято сейчас говорить. Я не вижу конкретики в негативных публикациях о нашем предприятии в Интернете, в газетах, на телевидении. Все говорят, что плохо, но что плохо – ответа у авторов публикаций нет.
У предприятия две основных функции: пассажирские перевозки внутри Озерского городского округа и содержание улично-дорожной сети. Другие, дополнительные, функции: озеленение или, точнее, благоустройство, междугородние перевозки, вывоз твердых бытовых отходов, содержание полигона ТБО, цветочные магазины, автостоянки.
О маршрутных автобусах
Маршрутные пассажироперевозки УАТ осуществляет давно. В любом случае, для нас эта деятельность не является прибыльной. Пассажироперевозки субсидируются из местного бюджета: предприятию компенсируется разница между экономически обоснованным тарифом и стоимостью билета, утвержденной решением Собрания депутатов. Надо признать, что экономическим обоснованием тарифа долгое время никто не занимался, принятый в прошлом году тариф был определен в спешке, потому что старый принцип субсидирования пассажироперевозок областными контрольными органами был признан не совсем соответствующим закону. Но утвержденный тариф нас не устраивает. Мы вышли в Управление экономики администрации Озерска с предложением повысить экономически обоснованный тариф. Но при этом не выходим с инициативой повышать стоимость билета.
Но, несмотря на убытки, УАТ не намерен сворачивать эту деятельность. Все мы представляем, что такое город в час пик. Я не думаю, что коммерческий перевозчик способен «вывезти» город в час пик. Кроме того, коммерческий перевозчик не будет заниматься невыгодной для него деятельностью. К примеру, он не идет, несмотря на наши предложения, на садовые маршруты, не осуществляет перевозки ранним утром и поздним вечером, он не выходит в тяжелые погодные условия.
Мы ежедневно мониторим обращения граждан в Единую диспетчерскую службу. Могу сказать, что с начала нового учебного года жалоб на нашу работу не поступало.
Тем не менее, есть факты несоблюдения расписания движения автобусов. Неорганизованность, существовавшая в маршрутных перевозках буквально до конца прошлого месяца, привела к тому, что коммерческие перевозчики, передвигаясь так, как им выгодно, оттянули на себя значительную часть наших пассажиров. Это довольно больно в финансовом плане по нам ударило. Очень удобно и выгодно идти перед автобусом УАТа. И какое бы мы расписание ни составили, всегда коммерческий перевозчик идет за 7, 5 и 3 минуты до нашего автобуса. То есть до трех маршруток в часы пик.
Это не могло не сказаться на нашей работе. Но, в среднем, в последнее время УАТ срывает около трех рейсов в день. Причины: поломка техники, ДТП по вине неосторожных водителей, недокомплект наших водителей. Так, в УАТе сейчас 45-47 водителей, а надо 70. При этом мы обслуживаем 11 городских и 16 садовых маршрутов. Поэтому три сорванных рейса в день – не так уж много. Хочу сказать: маршрутчики срывают не меньше.
Законодательство ужесточается. К примеру, с 01.06.2015 будет запрещена перевозка детей в автобусах старше десяти лет. На данный момент у нас такого транспорта – единицы. Все междугородние перевозки – вообще под большим вопросом. У нас - только два междугородних автобуса, соответствующих новым правилам.
- Планирует ли УАТ обновлять автобусный парк?
- Это постоянно обсуждаемая тема. Потому что от этого, в том числе, зависит и оптимизация расходов предприятия. Нам бы хотелось иметь достаточное количество, к примеру, 16-19-местных автобусов, в том числе, для межгорода. Самим нам в этом году не получится приобрести ничего. Есть областная программа, но ее финансирование прекращено в 2010 году. Собственных ресурсов у УАТа пока нет, так как на нас висит бремя лизинговых платежей, а это около 8-ми миллионов рублей в год, за новую технику: новые мусоровозы, грейдер, разметочная машина, междугородний автобус.
О содержании улично-дорожной сети.
Муниципальным контрактом УАТу поручено осуществлять работы по содержанию улично-дорожной сети. Предприятие участвовало в конкурсе, конкурс выиграло в конкурентной борьбе. Думаю, что высокие требования, предъявляемые к качеству работ по содержанию дорог, помешали нашим конкурентам выиграть конкурс. Эти работы мы осуществляем как своими силами, так и с привлечением субподрядных организаций. И мы не имеет просроченной задолженности перед субподрядчиками по оплате выполненных работ.
О вывозе мусора.
Ситуация в Озерске, конечно, не как в Неаполе, но она злободневна. Не надо забывать, что вывозом занимается, помимо УАТа, еще два хозяйствующих субъекта. Мы работаем по договору с УК, и обслуживаем свои точки по графику. Мы обслуживаем все заглубленные контейнеры, но не только их. С нашей точки зрения, проблему надо решать совместно, привлекая управляющие компании. Например, есть решение Собрания депутатов, определившее, что отходы, образующиеся в результате строительства или ремонта, вообще не являются бытовыми, и граждане должны их вывозить сами. А что мы видим на точках сбора мусора особенно после выходных? Иногда мы просто не может подобраться к контейнерам из-за результатов работы управляющих компаний: скошенная трава, срезанные ветки и т.д.
Есть проблема с первыми заглубленными контейнерами. Во-первых, у них оказалась неудачная конструкция – без ребер жесткости. Во-вторых, смонтированы они были в холодное время года. В результате их просто сдавило. На сегодняшний день демонтировано 19 таких контейнеров. В этом году выделено финансирование на замену десяти из них. На будущее, кроме замены, мы предлагаем установку еще десяти заглубленных контейнеров.
О благоустройстве.
Благоустройство сегодня не имеет тех масштабов, которые были в прошлом, нет необходимости в огромных теплицах. Сейчас эти работы осуществляются в том объеме, который заказывает город. Работники, перешедшие к нам из «Озеленения» занимаются благоустройством, то есть, в основном, содержанием скверов. Мы столкнулись с тем, что конкуренция в этой сфере очень велика, и на конкурсах некоторые участники на аукционе снижают стоимость работ в разы. То есть о серьезной прибыли от этой деятельности говорить не приходится.
На строительство теплиц было потрачена значительная сумма. В прошлом году теплицы рентабельными не были. В этом году мы пытаемся вывести теплицы «в ноль». Основными потребителям являются наши бригады благоустройства. Много рассады весной мы продали через цветочные магазины. В октябре начнем поставлять в магазины свои хризантемы. И, наверное, весной будут свои тюльпаны.
В целом, направление «озеленение» для УАТа не обременительно. Люди, не задействованные на благоустройстве, задействуются в работах по содержанию улично-дорожной сети и на разовых работах.
Как были потрачены 120 миллионов, полученных от продажи «Озеленения»?
Не все ушло в УАТ, намного меньше – около 17 миллионов на строительство теплиц. Остальное – в местном бюджете. Я сегодня занимаюсь текущими задачами предприятии и пока не вникал, куда два года назад были потрачены деньги.
А.Жмайло