
Чуть больше месяца прошло с тех пор, как в Озёрске после традиционного отключения вновь пошла горячая вода. К сожалению, в полной мере ощутить возвращение комфорта в квартиры, пока смогли не все горожане. Кому-то вода недостаточно горяча, кому-то не нравится ее запах, а кто-то считает ее грязной. О том, какие меры предпринимаются для улучшения качества горячей воды, мы беседовали с заместителем главного энергетика ПО «Маяк», Сергеем Важениным.
— Сергей Борисович, данные ежесуточных лабораторных исследований горячей воды, подаваемой в город, говорят о ее хорошем качестве. Так кто же портит воду в трубах?
— У меня нет категоричного ответа на этот непростой вопрос. А вот рассказать о том, что предпринято для улучшения качества горячего водоснабжения, могу. 20 июля, в дома горожан начали подавать горячую воду. Этому моменту предшествовала долгая и кропотливая работа теплоснабжающих организаций (Аргаяшская ТЭЦ, ПО «Маяк», ММПКХ) по ремонту своих сетей, оборудования, по их гидропневматической промывке.
Нарекания у жителей к качеству горячей воды появились не сегодня, поэтому промывке сетей было уделено особое внимание. Энергетики ММПКХ и ПО «Маяк», выполняя работы на своих сетях, добивались того, чтобы после гидропневматической промывки качество воды соответствовало требованиям санитарных норм и правил.
Желаемый результат был достигнут. Об этом свидетельствуют результаты лабораторных исследований качества воды, выполненные аккредитованной лабораторией «Маяка» и независимой лабораторией Центра гигиены и эпидемиологии № 71 ФМБА России. Специалисты обеих лабораторий подтвердили, что качество воды в трубопроводах «Маяка» перед подачей горячей воды на город полностью соответствовало нормам. Такой же контроль качества воды на своих сетях провело и ММПКХ.
— Значит, после отключения в квартиры озерчан должна была прийти гарантированно хорошая вода? Почему тогда жители жалуются?
— Горячая вода, прежде, чем попасть в квартиры горожан, проходит не только по сетям поставщиков, но и по внутридомовым системам, обслуживаемым управляющими компаниями. Нельзя забывать и об особенностях открытой системы водоснабжения, существующей в Озёрске. После прохождения внутридомовых систем, горячая вода по обратным трубопроводам возвращается в сети теплоснабжающих организаций. Сначала — в сети ММПКХ, оттуда — в сети ПО «Маяк», затем — на Аргаяшскую ТЭЦ. После нагрева до необходимой температуры на Аргаяшской ТЭЦ эта вода снова возвращается в квартиры озерчан.
Поэтому добиться хорошего качества горячей воды возможно только общими усилиями. Аргаяшская ТЭЦ, ПО «Маяк», ММПКХ, управляющие компании — все участники цепочки теплоснабжения обязаны добросовестно относиться к своим обязанностям, иначе вся работа пойдет насмарку. Чистая вода, пройдя по непромытому участку, вернется в общую систему горячего водоснабжения загрязненной. Позднее эта вода попадет в наши с вами квартиры.
— Можно ли воздействовать на организации, игнорирующие свои обязательства?
— В этом году администрацией Озёрского городского округа, ММПКХ, ПО «Маяк» и ОАО «Фортум» принято решение, согласно которому после окончания пускового периода горячей воды, теплоснабжающая организация (ММПКХ) будет отключать обратные трубопроводы от потребителей, не обеспечивающих нормативное качество возвращаемой воды. Потребители будут получать горячую воду, но возвращать грязную воду в сеть уже не смогут. Отсутствие циркуляции воды у таких потребителей неизбежно приведет к снижению температуры горячей воды в их внутридомовых системах, но иного способа заставить их заняться приведением своих сетей и оборудования в порядок не существует.
— Такая мера, применяемая к управляющим компаниям, неизбежно отразится на жителях. Как они могут узнать, насколько добросовестно выполняет свои обязательства управляющая компания?
— На сайте органов местного самоуправления Озёрского городского округа ММПКХ размещает общедоступную информацию о подготовке жилого фонда к зиме. Ознакомившись с представленными сведениями, жители увидят, что к моменту подачи горячей воды в город ни одна (!) из управляющих компаний не промыла все обслуживаемые дома.
— Сергей Борисович, вы говорили, что перед подачей горячей воды её качество в трубопроводах соответствовало действующим нормам. Сейчас ситуация изменилась?
— Результаты ежедневного контроля, который ведет лаборатория ПО «Маяк», показывают, что с первых дней возобновления горячего водоснабжения качество воды, возвращаемой в сети ПО «Маяк», не соответствует нормативным требованиям по таким показателям, как цветность, мутность и содержание железа. На время двухнедельного пускового периода небольшие отклонения допускаются правилами, потом ситуация должна измениться. И как показывают последние анализы, так оно и происходит. Поэтому повода для паники нет. Можно надеяться, что уже в ближайшие дни качество возвращаемой воды от подавляющего числа потребителей будет соответствовать всем нормативным требованиям.