Реклама на сайте|Обратная связь Воскресенье, 11 декабря, 12:54
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Стадион «Труд» онлайн Реконструкция спортплощадки ДЮСШ онлайн Егоза Егоза Егоза Егоза Проспект карла макса ДК Маяк ДК Маяк Площадь им.Броховича Нептун Нептун Нептун
Акция «Техника безопасности»
Радио
Радио «Energy»
«Авторадио—Озерск»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Декабрь 2016 (97)
Ноябрь 2016 (285)
Октябрь 2016 (335)
Сентябрь 2016 (334)
Август 2016 (410)
Июль 2016 (446)
Студия ТВ9 Озерск
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Общественная жизнь

Как наполнить свою жизнь светом. Руководство к действию

Театр драмы и комедии «Наш дом» приглашает на работу осветителя! Вакансия открылась после проводов в армию молодого осветителя Евгения Ларионова. Уникальная возможность приобрести редкую профессию и обеспечить себе интересную, наполненную яркими событиями жизнь. Ждем обучаемого, ответственного, дисциплинированного и, по возможности, молодого человека, владеющего техническими навыками и компьютером (на уровне уверенного пользователя).

Что за профессия такая – осветитель? О, это целый мир…

Повелители грома и молнии

Технический гений сочетается в них с талантом художника. Они рисуют картины. Краски их невесомы и призрачны, они растворяются в пространстве, наполняя его переливами световых оттенков, музыкой, бескрайней палитрой звуков. Мягко, порой незаметно, проникая в сознание человека, подсказывают они нужное настроение, придают происходящему на сцене объем и реальность самой жизни.

Очень ценил возможности воздействия на зрителя через «силовое поле» атмосферы Константин Станиславский. Его знаменитые мизансцены, разработанные на основе детальной «звуко-шумовой партитуры», стали одной из составляющих мирового успеха мхатовских постановок. Известно, что Станиславский увлекался этим приемом настолько, что Чехов однажды «пригрозил» ему написать такую пьесу, «чтоб не слышно в ней было ни птиц, ни собак, ни куку¬шек, ни совы, ни соловья, ни часов, ни колокольчиков и ни одного сверчка»!

Увлеченный происходящим на сцене зритель никогда не задумывается, что перед ним сложно устроенная система. Над головами артистов расположено несколько планов верхнего света. В порталах установлены прожекторы, обеспечивающие боковой (прострельный) свет. За опоясывающей авансцену рампой притаились «лягушки» - так артисты называют небольшие квадратные лампы на низеньких ножках. Осветители именуют их более профессионально, но не менее нежно – СвТГ-шки. Свет бывает еще и выносной, фронтальный, специальный (свечи, костры и т.п.), локальный (пушки, пистолеты и др.), контровой.

Все это обилие световых приборов не только ярко светит, нанося вред зрению артиста, но и греет. Прожектора раскаляются. Прикоснувшись, можно получить серьезный ожог. Часть этой тепловой энергии отдается на сцену, что очень хорошо чувствуется даже на расстоянии 10-15 метров. Покрываясь потом в лучах ослепительно-жарких прожекторов, артисты тут же получают контрастный душ ледяных сквозняков, блуждающих в бескрайних просторах семиэтажной сценической коробки.

Не менее сложно устроена и звуковая аппаратура. Основной звук идет через порталы. Арьер обеспечивает глубину звучания и фоновый звук. Соседствуя с «лягушками», прячутся за рампой мониторы – подают звук для артиста, создавая ему комфортные условия для работы. Иногда их используют и в помощь художественному оформлению. Например, в спектакле «Зойкина квартира» задействовано пианино. Звук идет через расположенный рядом монитор, создавая иллюзию реального звучания бутафорского инструмента. В случае необходимости используются не только микрофоны, но даже стены и потолок зрительного зала.

Немного истории

Изначально, при постройке здания театра в 1951 году функции звукового оформления выполнял оркестр, размещавшийся в оркестровой яме. Световое оборудование театра составляли «немцы» - немецкие прожекторы. Отдельные их представители, давно уже вышедшие из строя, до сих пор сохранились на верхних этажах театральных галерей.

Регуляторную отделили только в 1987 году при реконструкции здания, уменьшив зрительный зал на 200 мест. Живую музыку в исполнении оркестра сменили магнитофоны-катушки. Работа звукооператора в тот период была достаточно хлопотной и требовала порой особой ловкости рук. Отдельные фрагменты оформления спектакля на звуковой ленте разделяли специальными ракордами. Треки скрепляли между собой скотчем, который был не лучшего качества, а потому периодически залипал или расползался. По ходу спектакля приходилось спешно что-то перематывать, отыскивая нужный фрагмент, швырять оборванные клочки фонограммы на пол (порой к концу спектакля получалась целая свалка). После – снова все склеивать, приводить в порядок.

Вскоре магнитофоны сменили минидисковые проигрыватели, потом – компьютеры. В 2014 году благодаря гранту Росатома (за спектакль Н.Золина «Убийца») наконец-то приобрели новый пульт, который позволяет вести спектакль прямо из зала, при помощи обыкновенного планшета и Wi-Fi. Осветительский цех в последнее время «разжился» новенькими парблайзерами. Для малого зала вещь замечательная – дает хорошую заливку и гораздо большее разнообразие световых эффектов. Некоторые из них использованы, например, в спектакле «Терроризм». Но, к сожалению, еще очень многие современные возможности театрального светового и звукового оборудования остаются для озерского театра драмы недоступны по причине недостаточного финансирования.

Эта служба и опасна, и трудна

По данным исследований профессионального стресса осветитель и звукооператор (как и любой оператор, работающий вживую) уступают только пилоту самолета, военному и пожарному. Высокий уровень стресса этих профессий обеспечен большим объемом работы, высоким уровнем ответственности, требованием быстрого принятия решений в непредвиденной ситуации и… почти полным отсутствием права что-либо менять в раз и навсегда установленной партитуре.

Проводя спектакль, осветитель и звукооператор, как и артисты, четко придерживаются своей роли, за рамки которой выходить нельзя. Партитура спектакля бывает очень простой (например, один звуковой трек на весь спектакль), а может быть настолько насыщенной, что для проведения потребуется не один, а несколько операторов. Был, например, в театре «Наш дом» спектакль «Аленький цветочек», настолько сложный по свету, что партитуру к нему осветителям приходилось учить наизусть, потому что времени на ее чтение по ходу спектакля просто не оставалось.

От быстроты реакции, дисциплинированности и внимания зависит качество общего дела. Театр – искусство живое, непредсказуемое. В любой момент может что-то пойти не так, и нужно успеть вовремя подхватить, спасти ситуацию. Садясь на пульт, осветитель или звукооператор волнуется не меньше, чем артист при выходе на сцену. Ошибка может стоить дорого.

Рождение чуда

Придумать и реализовать – две фазы работы служителей этого цеха. И обе они подразумевают творческое участие в процессе создания и дальнейшей жизни спектакля.

Готовится очередная премьера. Включаясь в репетиционный процесс, звукорежиссер и художник по свету вносят свою лепту в общее дело в соответствии с замыслом режиссера-постановщика. Звукорежиссер подключается по мере создания музыкального ряда (это работа композитора или заведующего музыкальной частью). Художник по свету выходит на прогоны спектакля ближе к премьере, как правило, недели за полторы-две до нее.

Проводятся специальные световые репетиции, в ходе которых художник по свету совместно с режиссером и художником спектакля определяют интенсивность и цвет световых потоков, локальные точки и перемены световых картин. Их подсказывает сценография, уже разработанные мизансцены, музыкальный и звуковой ряд спектакля, задуманные режиссером смысловые акценты. Художник по свету прислушивается к рекомендациям режиссера, вносит свои предложения, руководит направкой света. Последующие несколько «грязных» прогонов проходят с остановками – нужно набрать и проверить создаваемые световые картины. Так складывается подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены.

В этот период окончание актерской репетиции вовсе не означает отдых для осветителей или звукооператора. В перерыв нужно успеть записать программу на пульт, что-то скорректировать, уточнить. А вечером снова репетиция. Порой времени на обед просто не остается, а цех проводит в театре до 12 часов в день. Всех несет один общий предпремьерный поток.

Чудеса по расписанию

Но не думайте, что после премьеры заканчивается творчество и начинается рутина. Проведение спектакля вовсе не подразумевает последовательное нажатие кнопочек или регулирование громкости согласно партитуре.

Игорь Лазарев, звукорежиссер: «Лучший для меня тот спектакль, который требует собственных затрат, заставляет постоянно думать, что-то искать. В «Летучем корабле» все звуковое оформление сцены строительства корабля создано мной – пилил и стучал молотками у себя в регуляторной и записывал звуки. Интересно работать на спектакле «Иллюзии» - там очень многое строится на звуковых эффектах.

По-настоящему чувствую себя творцом уже тогда, когда спектакль начинает жить, особенно если сам материал подразумевает мое творческое участие. Таков, например, спектакль «Трамвай «Желание». Там важно, чтобы музыка жила вместе с текстом. Сложно объяснить, что это такое, я сам научился этому не сразу. Все началось для меня с Николая Воложанина (главный режиссер театра «Наш дом» с 1990 по 2001 год). Он говорил: «Волнами давай». Я сначала не понимал, а потом понял. Смотришь за актером – он же всегда по-разному свой текст говорит, и надо музыкой под него подстраиваться. Где-то поднимать, где-то оборвать трагически. Перед глазами всегда должен быть полный текст пьесы (никогда не понимал работу по выпискам)».

Особого мастерства осветителя требует, например, сложнейшая партитура спектакля «Вариации страсти». У Юлии Гусевой там целые монологи застроены на взаимодействии с лучом света, несущим в себе символ свободы. Эффектной делает сцену монолога Андрея Иодловского локальный свет, который резко высвечивает лицо артиста в полной темноте. Задача осветителя – высветить в нужный момент нужную точку – и только лицо и плечи. Промахнуться нельзя – на этом построен замысел сцены. Схожий световой эффект использовался когда-то в спектакле «Хоббит», когда волшебник Гендальф материализовывался из темноты в три приема четкими, последовательными включениями света.

Очень важную роль в спектакле «Про кошку Мусю и мышонка Тусю» (Театр на подушках) играет осветитель Валентина Симонова. Управляемый ею луч – почти главный персонаж! Для малышей это настоящее чудо. Они играют с ним в прятки и догонялки, пытаются его растянуть или поймать. Здесь главная задача осветителя – не потерять связь с ребенком, не разочаровать его, суметь подружиться.

Ловкие руки сапожников без сапог

Парадокс, но служители цеха, который дарит людям свет, сами почти лишены солнца. И не только солнечного – даже электрического освещения в их жизни бывает явно недостаточно. При установке света на сцене иногда приходится действовать почти в полной темноте – даже дежурные лампы могут мешать. Основное рабочее место – маленькая комнатка без окон (регуляторная). Функции освещения здесь выполняют лишь несколько небольших источников локального света, которые находятся вблизи пульта управления, рабочего стола, компьютера.

Регуляторной рабочее место осветителя вовсе не ограничивается. В их ведении находятся еще и ложи (выступающие в зрительный зал помещения справа и слева от сцены), вынос (длинный, на всю ширину зала, балкон наверху перед сценой), скрытые от глаз зрителя второй и третий этаж галереи.

Появляется осветитель и на сцене. Естественно, оставаясь незримым для зрителя. Например, на спектакле «Сирано де Бержерак» в сцене монахинь нужна подсветка сзади. Человек в черном пробирается в темноте и ставит прожектор на поворотный круг (заранее сделать это нельзя – круг используется в спектакле). Проходит нужный эпизод, и прожектор столь же незаметно убирается.

В «Равнодушном красавце» от осветителя Людмилы Харитоновой требовалась прямо-таки цирковая ловкость. На заднем плане находилось окно, освещаемое двумя мигающими СвТГ-шками с цветными фильтрами (эффект уличной рекламы). В финальной сцене они же подсвечивали нежные объятия влюбленных контровым, но уже белым светом. Для этого осветителю нужно было в полной темноте на поворотном круге проехать мимо ламп и на ходу успеть выхватить цветные фильтры. Чем не мастерство фокусника?

Светить всегда, светить везде!

Не женская профессия? Казалось бы, электрические провода, пыль подсобных помещений, техника вообще – редко привлекают внимание слабого пола. Однако, среди осветителей и звукооператоров женщины не редкость. И это, как правило, достойные представительницы «русских селений», закаленные своей профессией. Их не страшат никакие преграды, и нет такой задачки, которая оказалась бы им не по силам.

Ирина Изовит, осветитель со стажем: «У нас две женщины. Иногда не хватает физической помощи – те же наши кривые лестницы на прострельных фермах. Иногда не хватает веса, чтобы их опустить. Тогда, конечно, приходится звать мужиков. Всегда помогают, без взаимовыручки у нас никуда.

Бывало, приезжаем куда-то, и местные осветители удивляются. Валя? Полезет? Да вы что? У них шок. Как это женщина полезет куда-то к черту на кулички к прожекторам. Меня тоже пару раз тормозили. Да вы что, говорят, мы туда и не заглядываем никогда. А мы полезем, если надо.

Это было в Снежинске. Привезли «Персидскую сирень». На стол нужен луч. Перепробовали все, ничего не подходит. Я говорю: «Идем на вынос». Они в ужасе: «Мы туда не ходим! Травмоопасно». Я говорю: «Вы только покажите, я сама все сделаю». Таки заставила их открыть. Ну да, жесть. Помещение находится под самой крышей, представляет собой наклонную поверхность без ограждения, и, кроме кошек и голубей, никто туда не заглядывает. Сходили и сделали. Просто надо, и от этого никуда не деться.

В Верхнем Уфалее с великим трудом выруливали нужный свет. Там технические возможности очень ограничены, а мы привезли «Двенадцать месяцев» - очень сложный по свету спектакль. Привезли свои прожектора, а там элементарно розеток не хватает. К пульту не подключишься. Пришлось разделиться. Один сидит на сцене, другой в регуляторной. Общение по рации. В нужный момент переставляли нужное оборудование в розетках. Зато дети смогли посмотреть спектакль, которого бы они у себя в городе никогда бы не увидели. Оно того стоит».

Вот такая профессия. Трудная. Интересная. Требующая полной самоотдачи. И не славы ради. Как уже говорилось, мало кто из зрителей эту огромную работу вообще заметит и оценит. Лучшая награда для этого цеха – если нет нареканий. Осознание хорошо сделанной работы. Какой ценой это достигнуто, остается за кадром – и это правильно.

Ирина Изовит: «Если на меня полагаются, я должна сделать. У нас все такие. Игорь Лазарев – сколько он в театре работает? Хоть раз был на больничном? Хоть один спектакль отменился из-за техники? Никогда такого не было. Мы больные, умираем, но идем и проводим. Я знаю, что если я не выйду, значит, вся нагрузка ложится на ребят, а им и так достается. Дух коллективизма сильнее. А успех? Гордость? Просто довольны, что есть наш вклад в общем деле. Что хорошо сделали свою работу. Мы в одной связке».

По всем вопросам устройства на должность осветителя обращаться:

Начальник цеха по световому и звуковому обеспечению спектаклей - Ираида Михайловна Изовит

Телефон: +7 906 890 74 10

E-mail: [email protected]

Юлия Клепикова

Как наполнить свою жизнь светом. Руководство к действию

Как наполнить свою жизнь светом. Руководство к действию

Как наполнить свою жизнь светом. Руководство к действию

Ключевые теги: вакансия, осветитель, театр драмы.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код: