Итак, состоялось первое назначение в команде нового главы администрации. Искренне желаем новому заместителю сити-менеджера по экономике и финансам сил, мужества и терпения.
Они понадобятся.
Мы не намерены сегодня обсуждать личностные качества О.В.Улановой. Любой человек в идеально настроенном и стабильно работающем управленческом аппарате не должен проявлять личные пристрастия, его задача – строго и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности. Так около ста лет назад определил роль служащего Макс Вебер, создав теорию рациональной (эффективной) бюрократии. Мировой опыт прошедших лет не дает оснований усомниться в истинности этой теории.
Если же посмотреть на механизм муниципального управления в Озерске, то приходится признать: его отнюдь нельзя назвать отлаженным. Речь идет, в первую очередь, о структуре администрации – исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Примерно год назад мы уже много писали (здесь) о принятой по инициативе Тарасова структуре. Мы утверждали: структура неработоспособна, она не рассчитана на эффективное управление изменениями, в которых нуждается Озерск. Единственное ее назначение: контроль со стороны «магнитозерской» команды (Тарасов-Гунин-Крылова) за самыми финансово привлекательными сферами: бюджет, земля, некоторые МУПы. Все остальное варягам было неинтересно.
Косвенно правоту наших выводов полгода спустя подтвердил в своем отчете Глава округа. Он сказал: «Администрация округа работала в режиме адаптации к новой организационной структуре исполнительного органа муниципальной власти, что также не могло не сказаться на эффективности работы. … В прошлом году мною была поставлена задача провести анализ эффективности деятельности администрации в условиях новой структуры, утвержденной Собранием депутатов в рамках своих полномочий. … новому главе администрации необходимо проанализировать эффективность ее структуры».
В переводе на честный русский язык это означает: Тарасов предложил нам сырую структуру, мы, не вдаваясь в подробности, проголосовали. Теперь неплохо было бы что-то изменить, «но как надо, извините, не знаем…».
Что мы имеем сегодня? У главы администрации 4 зама, из которых двое – «рабочие лошадки»: инфраструктура и «социалка». И двое – «смотрящие». И это не просто красивое словцо. Достаточно познакомиться с должностной инструкцией зама по финансам, которую, как утверждают, Крылова сочинила сама для себя. Если коротко, что единственной обязанностью заместителя было «методическое руководство» двумя подведомственными управлениями: экономики и финансов. Для отвода глаз на того же зама «замкнули» никому не ведомую и никому не нужную (в тарасовской администрации) структуру – Службу стратегического планирования и инвестиционных проектов.
Что уж говорить о дублировании полномочий и несогласованности действий разведенных по разным вертикалям подразделений, если важнейшая функция – функция планирования – оказалась, по сути, бесхозной. Бесхозной, так как упомянутая Служба не была наделена никакими административными полномочиями по организации планирования, требующего совместного участия специалистов различных управлений администрации, а также сторонних экспертов. Мы много писали о фактически полученных (не полученных) результатах. Стоит только удивляться, как в таких условиях вообще появился на свет Комплексный инвестиционный план.
Структура администрации нуждается в кардинальных изменениях. Но не надо повторять прошлых ошибок и рисовать новые «квадратики». Надо просто уйти от принципа разделения полномочий на те, которые только требуют денег, и на те, где можно чуть-чуть себе заработать.
Надо перераспределить полномочия между замами и подразделениями так, чтобы было четко обозначено особое направление, отвечающее за развитие округа, и, соответственно, управляющее теми ресурсами, от эффективности которых зависит это развитие. Это все, что связано с поддержкой предпринимательства, стратегическим планированием, управлением муниципальным имуществом и инвестициями.
В свою очередь, другого «экономико-финансового» зама следует наделить полномочиями независимого контроля (контрольно-ревизионная служба, тарифная политика МУпов и учреждений), позволяющего оценить качество и результативность работы «прогнозно-развивающего» направления.
Естественно, это лишь общие черты возможных изменений. Для подробного обоснования необходимо детальное изучение положений об имеющихся отделах и управлениях администрации, должностные инструкции их руководителей. Увы, опубликована лишь филькина грамота с квадратиками и стрелочками – приложение к июльскому решения Собрания депутатов.
Но в одном мы уверены: повысить качество работы администрации, провести необходимые реформы можно и не меняя утвержденную схему. Ведь эта схема (не можем тут не процитировать пресс-службу Собрания депутатов): «представляет собой рабочую и подвижную конструкцию».
http://40-ozersk.livejournal.com/