Реклама на сайте|Обратная связь Понедельник, 23 сентября, 23:29
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Сентябрь 2019 (225)
Август 2019 (290)
Июль 2019 (266)
Июнь 2019 (239)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (303)
| История края

Уральская чудь: откуда она?

«Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят меж людьми, но люди их не видят.»


Николай Евгеньевич Ончуков, этнограф





Уральская чудь: откуда она?Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.е. «чуди белоглазой», представители которой, по преданиям и сказам, отличались особой красотой, статью, владели логическими способностями и обладали обширными и глубокими знаниями о природе. Этот народ, связанный таинственными узами с русским народом, загадочно исчез, и следы его теряются в горах Алтая.



Ниже приводится попытка проникнуть в тайну этого удивительного народа.


Известный русский художник, ученый и писатель Н. К. Рерих в книге «Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало, по древнему предсказанию, скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху; камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались.


Этот совершенно непонятный этнографический инцидент добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого не; сколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну, «только не навсегда ушла чудь, когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет чудь со; всеми добытыми сокровищами».



«В легенде, — пишет исследователь творчества Н. К. Рериха художник Л. Р. Цесюлевич, — есть намек на существование доныне где-то, возможно в скрытом месте, нарорда с высокой культурой и знаниями.



В этом отношении легенда о чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии.



Очень широко известны подобные легенды на Урале, который является как бы связующим звеном между северо-западной частью нашей страны и Алтаем, где также бытовали предания о чуди.



Можно заметить, что легенды, связанные с чудскими местами — курганами и городищами, подземными пещерами и ходами, возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал главным образом через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области.

В разных вариациях легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то темнокожий народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся чудь в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.



Некоторые легенды рассказывают даже о реальных контактах переселенцев с посланцами чуди — «чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности, но она показала белым людям все, и тогда «старые люди» все золото и металлы спрятали.



Эта легенда перекликается с легендой, приводимой Н. К. Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу, помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».



Взаимодействие посланцев чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А. Малахов в одной из своих статей, посвященной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. я, княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы».

И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Открыты были только вершины курганов...



Уральская чудь: откуда она?Наряду с данными о контактах чуди с переселенцами легенды содержат довольно четкие и ясные характеристики внешнего вида и духовного облика «чудаков», так что перед нами проступают черты реального народа.



В одном из первых рассказов П. Бажова «Дорогое имечко» — чудь, или «старые люди», это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей они уходят подземными ходами, «закрыв гору».



Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками-вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками, что наводит на мысль об определенной культурной миссии чуди на Урале.



Эту мысль подкрепляет еще одно наблюдение. Люди, приходя на новые места, попадают, как правило, в, своего рода, невесомость — отсутствие ориентированного жизненного пространства. С переселенцами на Урале так не случилось. Кто-то дал горам, рекам, озерам, урочищам, курганам поразительно точные названия. В них был заложен как бы духовный вектор, который в дальнейшем блестяще материализовался. И недаром древнегреческий математик и философ Пифагор считал, что «образовывать имена не сможет всякий, кому вздумается, но кто видит ум и сущность вещей».



Более того, сами чудские места стали своеобразными «магнитами». На чудских курганах стоят города Екатеринбург, Челябинск, рядом с огромным курганом воз-ник город Курган. И как точно и как бы не случайно стоят города и селения там, где надо: в узлах коммуникаций, вблизи залежей полезных ископаемых, в окружении прекрасной природы. Вот Оренбургу вначале несколько не повезло. Его ставили в местах, указанных немцами, — пришлось переставлять несколько раз.



Уральская чудь: откуда она?Сколько столетий назад обитала чудь на Урале и куда ушла — не известно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так, известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью. Вот что рассказывает древнегреческий писатель Лукиан, скептически относившийся ко всему необычному, о встрече с одним из гиперборейцев: «я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца-варвара — он называл себя гиперборейцем, — я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь?»



Куда же ушла чудь? Не в те ли подземные города, с которыми Н. К. Рерих связывает жизнь мудрых и прекрасных обитателей Агарты, о которых рассказывали челябинской писательнице С. К. Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло, торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила... Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...»



В Пермской области существуют подобные же предания о чудских богатырях, которые спят в подземных пещерах под Уральскими горами до назначенного часа. Также и Пара-богатырь стережет чудские богатства.

Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но, как предсказывал П.П. Бажов, настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: «Будет в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя, даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет „дорогое имечко“, и тогда выйдет чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими».



Владимир Соболев
Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-+1+
{shuffled_0}

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.