В прошлой статье мы рассмотрели, как модель «народного» бюджета помогает проявить активность горожанам и способствует формированию городских сообществ как субъектов развития. Предложу 3 проекта, которые считаю полезными и необходимыми для Озерска.
1. Построение действенной системы раздельного сбора отходов
Как вы знаете, командой движения «Зеленый город Озерск» при содействии предпринимателя В.С.Прохорова с сентября 2013 года реализуется первый этап этого проекта – установлены более 100 контейнеров для сбора пластиковых бутылок, и за это время более 100 тонн ПЭТ-тары отправлено на переработку (а это, на секундочку, более 4,3 млн штук 1,5 литровых бутылок) - http://www.ozersk74.ru/news/city/242052.php Также в октябре 2014 года в порядке эксперимента были установлены 5 контейнеров для сбора макулатуры и 4 контейнера для сбора стеклянной тары, которые за прошедшие полгода показали свою высокую эффективность.
Однако процесс обращения с бытовыми отходами в Озерске осложнен несколькими серьезными факторами:
- морально устаревшие контейнерные площадки (за исключением заглубленных контейнеров, в основном в районе ДОКа);
- нарушение санитарных норм – контейнеры открытого типа, стоящие на открытом грунте, без бетонных оснований, ветер раздувает легкий мусор по всей округе - http://ozersk74.ru/news/city/243768.php ;
- из-за обилия машин затруднен проезд мусоровозов к контейнерным площадкам, расположенным в глубине двора, создаются опасные ситуации;
- отсутствует инфраструктура для обращения с опасными отходами – ртутсодержащими лампами, градусниками, отработанными батарейками;
- отсутствие гибкой тарифной политики – утилизация опасных отходов не включена в тариф на вывоз ТБО, никак не фиксируется объем и плата за вывоз крупногабаритных и строительных отходов, не дифференцируется плата в зависимости от объема сортированных отходов (чем больше пластиковых бутылок и макулатуры сдают жители, тем меньше плата за вывоз);
- есть серьезные опасения в способности городского полигона ТБО получить новую лицензию и продолжить свою работу после 2017 года.
Очевидно, проблема бытовых отходов – не самая острая проблема озерской коммунальной инфраструктуры на сегодняшний день, но это проблема завтрашнего дня. Полигон ограничен в размерах, новой земли для полигона у нас нет. Значит, рано или поздно проблема бытовых отходов – сбора, переработки и утилизации – встанет перед органами местного самоуправления.
Предлагаю новый подход, проверенный в других городах и странах – масштабное внедрение системы раздельного сбора бытовых отходов, включающий модернизацию существующих контейнерных площадок – установку пластиковых контейнеров закрытого типа, вынос площадок с территории дворов, создание системы сбора опасных отходов (ртутсодержащих ламп, батареек, градусников), систему переработки органических отходов в компост, который можно использовать в целях озеленения Озерска. Также мы столкнулись с тем, что жители активно используют наши желтые контейнеры для того, чтобы отдать ставшие ненужными, но еще добротные вещи – одежду, бытовую технику, предметы интерьера, книги. Значит, есть потребность в таком социальном сервисе – обмене вещами между горожанами: если было бы такое место, куда можно было привезти добротные вещи для повторного использования и люди бы бесплатно выбирали себе то, что им понравится – но пока такого места нет. Это задачи для полноценной системы обращения с отходами.
Очевидно, построение столь масштабной системы не под силу одному или нескольким предпринимателям, работающим в этой сфере. Необходимо комплексное, системное решение – например, городская программа «Ноль отходов», по аналогии с тем, что сейчас планируется в Челябинске, используя лучшие мировые практики - http://chelyabinsk.ru/text/newsline/908119.html?full=3
2. Программа поддержки садовых кооперативов (СНТ)
Уже несколько лет перед началом дачного сезона садоводы Озерска сетуют, что инфраструктура садов ветшает, не хватает электроэнергии для забора воды, что мусор плохо вывозится и прочее. На эти упреки администрация города отвечает, что инфраструктура садоводческих товариществ – это общее имущество садоводов, и она не не может тратить на это бюджетные деньги (довольно типичный подход для нашей администрации). Но не все так просто – существует Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а в нем есть статья 38, в которой говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны (!) содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог, линий электропередачи, систем водоснабжения и канализации, газоснабжения, связи или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения и канализации.
Как конкретно это может выглядеть? Обратимся к опыту Трехгорного, благо там еще с 2010 реализуется программа развития садоводческих товариществ. Эта программа решает следующие задачи:
- организация транспортного обслуживания населения города до садовых земельных участков и обратно;
- обеспечение сохранности дорог общего пользования (в том числе оборудования автобусных остановок), прилегающих к садоводческим товариществам и дорожно-транспортных сооружений на них;
- организация мероприятий по охране окружающей среды на территориях садоводческих товариществ;
- организация вывоза мусора с отведенных территорий после проведения весенних мероприятий (субботников) по очистке и уборке территорий садоводческих товариществ от мусора по окончании осенне-зимнего периода с компенсацией части транспортных затрат в размере до 70%;
- организация дерратизационных мероприятий в объеме 16,5% от площади территории, подлежащей дератизации (25 %) с целью обеспечения санитарной безопасности на территориях садоводческих товариществ;
- компенсация части затрат в размере до 50 процентов на проведение ремонтно-восстановительных работ объектов общего пользования садоводческих товариществ (внутрисадовыми дорогами, линиями электропередач, системами водоснабжения или по подключению к действующим линиям электропередачи, системам водоснабжения).
В 2011 – 2013 гг. финансирование программы развития СНТ в Трехгорном составило 6 036 тыс.руб., из них 3 192 тыс. – из местного бюджета, 2 844 тыс. – средства внебюджетных источников (самих садоводов). Считаю, это справедливо – когда и местный бюджет берет на себя часть затрат по развитию садовых кооперативов. Тем более что эта обязанность прописана в действующем законодательстве.
И третий проект – это «Школа грамотного потребителя в ЖКХ»: повышение жилищной грамотности озерчан.
Наверное, это самый актуальный на сегодняшний день вопрос. Много вопросов вызывает тематика капитальных ремонтов домов, а на очереди лицензирование управляющих компаний, влекущее за собой серьезную перестройку рынка ЖКХ. Действующие в настоящее время в Озерске партийный проект «Управдом» и Ассоциация Советов многоквартирных домов (МКД) недостаточно активно участвуют в просвещении по этим проблемам – отсутствует постоянно действующая приемная, проводятся редкие семинары, наблюдается недостаточная коммуникация между жителями, органами местного самоуправления и основными игроками рынка ЖКХ (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).
Предлагаемое решение – создание Школы грамотного потребителя в ЖКХ (аналог - http://xn--c1adpoeect8c.xn--p1ai/ ). Такая Школа может решать следующие задачи:
1. Консультирование граждан по проблемным вопросам управления многоквартирным домом (МКД), разъяснение последних новаций в сфере ЖКХ и капремонта.
2. Популяризация института Совета многоквартирного дома как базового элемента гражданского общества.
3. Формирование ответственной позиции собственника жилья.
Такой проект был бы полезен тем горожанам, кто хочет открыть специализированный счет для накопления средств на капитальный ремонт своего дома, а не пользоваться схемой Регионального оператора. Допустим, жители дома решили копить деньги на спецсчете, но не знают, как провести собрание, какие собрать документы и как оформить протоколы, как взаимодействовать с управляющей компанией – все это они могли бы узнать на семинарах в «Школе грамотного потребителя». И не только узнать, но и получить практическую помощь при проведении общих собраний жителей. К сожалению, сейчас этого не происходит, хотя формально у нас есть целое Управление ЖКХ.
Вот 3 проекта, которые я считаю полезными и необходимыми для Озерска. В рамках патриципаторного бюджетирования или как городские программы, но я намерен добиваться их принятия и реализации. Уверен, реализация данных проектов будет способствовать активизации городских сообществ и потенциально способна разбудить энергию многих людей, которые будут предлагать и свои инициативы. Именно так понятие «местное самоуправление» наполнится реальным, живым содержанием – когда люди сами решают как им жить и что делать на своей территории. Именно для этого и нужен «патриципаторный» бюджет
С уважением,
Евгений Шитиков
Координатор движения "Зеленый Озерск"