Реклама на сайте|Обратная связь Суббота, 19 августа, 08:48
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Август 2017 (239)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Апрель 2017 (261)
Март 2017 (280)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Культура

«Уважаемые озерчане! Идите в театр!»

Завершившийся в Озерске театральный фестиваль «Пять вечеров ко дню Победы» запомнится надолго. Даже не только своей культурной, образовательной, эмоциональной составляющей, но и тем резонансом, который он вызвал в театральной жизни городов ЗАТО, и серьезным итоговым разговором, в котором приняли участие руководители Озерска, градообразующего предприятия, Министерства культуры Челябинской области и Госкорпорации «Росатом», которая, собственно, и заварила всю эту кашу.

По поводу идеи и уровня этого проекта не раз говорили слова благодарности в адрес Росатома. В них порой даже звучала нота некоторого удивления, мол, серьезная ж организация, с культурой по роду своей деятельности совершенно не связанная, а выдвинула столь мощный театральный проект. Как он возник? В чем его предназначение?

На «победном» закрытии фестиваля идейный вдохновитель проекта, руководитель Управления по работе с регионами ГК "Росатом" Дмитрий Александрович Харичев обратился к участникам фестиваля, представителям театров закрытых городов:

«Когда задумывался этот фестиваль, мы подумали, что не можем пройти мимо той Великой войны. Не сможем побеждать дальше, если забудем такое. Так родилась идея этого фестиваля. Обратились к экспертам, которые помогли отобрать лучшие спектакли, и мы привезли их в старейший атомный город Озерск.

Чтобы народ мог считать себя великим, ему нужны мощные военные победы. Нужны достижения науки и техники – такие, которые признает все человечество. И такому народу нужна культура. Великая культура. И нужно помнить его великую историю и, осознавая себя великим народом, творить эту историю и сегодня быть способным на подвиг. Когда мы, видя на сцене этих героев, им сопереживаем, то понимаем, что мы такие же, как они. Значит, и мы способны на то, что сделали когда-то они. Вот это чувство вы передаете. За это вам огромное спасибо».

Тот город тих, как сон, колючкой обнесен…

Как же все-таки похожи наши закрытые города! Это стало ясно на первом же фестивальном актерском клубе – вечере встреч. Каждый живет своей тихой, закрытой жизнью, и встречи наши редки, и далеки мы друг от друга в силу целого ряда причин, но стоит собраться вместе, так сразу видно – родня!

Уютные, красивые города. Смущают умы местных жителей бесконечные слухи, мол, скоро нас откроют. И в каждом есть собственные байки о секретности и легенды про Берию. В Зеленогорске всего 52 тысячи населения, в Озерске, как и в Сарове, живет 80 тысяч человек. В Новоуральске – 85, в Железногорске 100, а в Северске аж 115 тысяч, и есть даже собственный зоопарк, в котором обитает самый большой олень!

Вряд ли можно удивляться, что не только в Озерске, но в каждом ЗАТО театры – ровесники города, а в Новоуральске так даже почему-то и старше. В каждом целая сеть учреждений культуры, а, если уж профессиональный театр, так непременно не один, а два, а то и больше! Сложно не признать, что руководители страны и атомного проекта прекрасно понимали в свое время предназначение культуры и профессионального театрального искусства. Недаром министр культуры Челябинской области Валерий Николаевич Бетехтин отметил, что в Озерском театре был создан единственный в области симфонический оркестр, аналогов которому нет в областном Челябинске до сих пор. И не было никогда.

Закрытым городам, пожалуй, более чем где-либо в театральной России знакомо и близко понятие «театр-дом». Рассказывая о своем родном коллективе, артист из Заречного Максим Юнушкин выразил сожаление: «наш театр, по сути своей, тоже мог бы называться «Нашим домом», но это имя, к сожалению, уже занято»... На каком еще театральном фестивале коллеги подарили бы доброму директору озерской драмы «ежовые» рукавицы из мягкого, декорированного под «ежика» меха? А представители сибирского Зеленогорска, преодолев 2600 километров, сделали замечательный вывод: «Добираясь до вас, мы поняли, что в России почему-то очень глубоко спрятано добро. Так, оказывается, не просто до него добраться! Низкий поклон от сибиряков. У вас здорово, комфортно. Вы очень далеко, но очень близко».

Кто-то когда-то назвал наши города закрытыми, и мы привыкли. А это неверно по сути своей. И это точно подметила Валентина Петровна Николаенко, гость из Москвы, впервые оказавшаяся в Озерске и вообще в закрытом городе: «Неправильное какое-то слово – «закрытый город». Техническое. Когда все начиналось, это был город избранных. Сюда приезжали только лучшие из лучших. И делали важное для страны дело. Какой же он закрытый? Не нравится мне это определение».

Вместе мы – сила!

Еще недавно фильмы, книги, спектакли о Великой Отечественной войне воспринимались как произведения о современности. Чем дальше реальность уходит в историю, тем больше вымывается из нашего «коллективного бессознательного» память об этих событиях, подменяясь новыми интерпретациями, все дальше отходящими от действительности. Война превращается в некий упрощенный миф. Уже давно никого не удивляют разудалые стикеры на машинах типа «Спасибо деду за победу», не возмущают анекдоты о поскользнувшемся Александре Матросове, равно как и прозвище «Дом Павлова», прочно закрепившееся за одним из полуразрушенных в Озерске зданий.

Для организаторов фестиваля «Пять вечеров ко дню Победы», собравшего в свою афишу обращенные к военной теме постановки, было важно не превратиться в очередное датское (то есть приуроченное к дате) мероприятие или спровоцировать театры на постановку дежурных спектаклей. Его целью и главной (хотя и далеко не единственной) задачей было не позволить раствориться во времени исторической правде о той великой войне. На это были направлены усилия экспертного совета, внимательно отсмотревшего предложенные для участия видеозаписи спектаклей городов ЗАТО.

Все они были очень разными – спектакли-участники. И дело не только в разных театральных жанрах или формах. Облик войны и образ человека на войне каждый раз представал в каком-то особом ракурсе. От танцующих с деревянными автоматами, предельно условных фашистов в сценической интерпретации повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» до тончайших нюансов психологического театра в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас».

Какими должны быть в наши дни спектакли о войне? Как не сфальшивить, обращаясь к теме, о которой, казалось бы, уже все давно сказано? На своем мастер-классе доцент кафедры сценической речи и художественного слова Театрального института им.Б.Щукина Наталья Леонидовна Ковалева процитировала слова режиссера Сергея Голомазова: «Если и ставить о войне, то, не наряжая артистов в сапоги и гимнастерки, подпоясанные армейским ремнем. Я не люблю, когда на сцене появляются муляжи оружия, звучит тревожный голос Левитана, поют «Вставай, страна огромная». Весь этот набор штампов уже невозможен. В наши дни эта тема должна стать высказыванием не идеологическим, а нравственным. Спектакль должен быть не буквально о войне, а о нас и нашем понимании этой темы».

В течение пяти фестивальных дней эпоха военных лет воссоздавалась через художественные и документальные киноленты, представленные в киногостиной кинокритика и журналиста Александра Колбовского. Образы военного поколения оживали через наши собственные воспоминания на одном из актерских клубов. Вся программа «Пяти вечеров ко дню Победы» была обращена к этому героическому поколению, к его мечтам и чаяниям, страданиям и преодолениям, возвращая ускользающую историческую память. Нам, сегодняшним, важно осознание того, что войну выиграли простые люди, которых связывало чувство принадлежности к чему-то большему, чем собственная судьба, ответственность за свою страну.

Сейчас мы все одиноки и каждый за себя. Раздражены и разочарованы. Нам по-разному сообщаются факты, и где правда – разобраться сложно. В современном мире «я» стало маленьким, слабым и ничего не значащим. Потеряны взаимосвязи, нет объединяющей поколение идеи. И единственная, может быть, последняя в нашей жизни ценность – та уходящая в прошлое Победа, величие которой у нас сегодня пытаются отнять.

Михаил Борисов: «Уважаемые озерчане! Идите в театр! Это великая возможность общения живого человека с живым человеком!»

Из мастер-класса Натальи Ковалевой: «Человек – существо социальное. Его нет без общества, как и общества нет без человека. Главнейшая функция театрального искусства – общение. Зал молча наблюдает, но это та самая эмоциональная связь, которую нельзя не назвать коммуникацией. Важно, чтобы театр оставался живым. В современном драматическом театре, при всех его технических новшествах, по-прежнему главным остается актер».

Размышляя о человеке, победившем в Великой войне, фестиваль «Пять вечеров ко дню Победы» обращался к человеку сегодняшнему. Он задевал за живое каждого, кто успел за эти пять дней к нему прикоснуться. В этом его главная заслуга и успех: «Мы, зрители, посмотрели очень разноплановые спектакли разных театров, разных режиссёров, есть что сравнивать и над чем ДУМАТЬ. Ведь многие театры в погоне за зрителем ставят сплошную развлекаловку. На этом фестивале мы увидели, что наши провинциальные театры по уровню ничуть не хуже столичных! Об этом со сцены после спектаклей говорили наши многоуважаемые гости» (отклик на сайте театра).

Лестно, что московские гости и другие участники фестиваля не раз отмечали в эти дни высокий уровень культуры озерского зрителя, удивляясь замечательным, очень восприимчивым залам. Людям, которые приходят в театр в предвкушении. Зрителям, которые в театре переобуваются! Театралам, которые долго аплодируют после спектакля, не желая расходиться. Из публикации челябинских журналистов: «После спектакля все зрители спокойно и без давки покидают зал. Своя культура поведения в театрах у жителей Озерска есть. Походы на спектакли наверняка служат не только данью развлечению или моды, а просто так принято».

Восхищенные глаза фестиваля

Неправы те, кто считают нашу молодежь черствой или недалекой. Таким стоило заглянуть на эти пять дней в театр «Наш дом». Мастер-класс по актерскому мастерству. «Дети – вперед! - решительно командует профессор кафедры мастерства актера Театрального института им.Б.Щукина Валентина Петровна Николаенко, - И быстро. У нас мало времени. Включите мозги. Вы занимаетесь замечательным делом. Неважно кто из вас станет артистом. Это не главное. Главное, что вы здесь, а не на улице. Вечером вы будете слушать джаз, а не тусоваться по подъездам. Огромная благодарность людям, которые с вами этим занимаются. Это святые люди! Потому что они сами когда-то полюбили это дело».

Надо было видеть, с каким восхищением они смотрели на нее, педагога из Москвы, фонтанирующую юмором обаятельную женщину, актрису, сыгравшую когда-то главную роль (Яринка) в культовом фильме «Свадьба в Малиновке». Как непринужденно и легко она покорила их юные сердца, как безропотно подчинились они ее требованиям, с какой безоглядной верой бросались в любое задание.

Студийцы театра «Наш дом», ребята из Лесного, студенты Озерского колледжа искусств, невесть как просочившиеся сюда ребята из Кыштыма – вся эта театральная молодежь придавала фестивалю особую прелесть. Они мелькали повсюду, как рыбки в воде, наполняя атмосферу пяти театральных вечеров юной энергетикой, заражая всех и вся собственной заинтересованностью, и не было ни одного пункта в фестивальной программе, который показался бы им неважным. Москвичи удивлялись и радовались, глядя на них: «К нам в Москву молодежи много приезжает, но далеко не все такие светлые. Здесь, в единении, общении с взрослыми, они получают важные ориентиры. В театре они сотворцы. Это важно для таких городов, как ваш.Студия – не профессия, а любовь к творчеству, которая в них закладывается с этих лет. Будет интересно жить с ними рядом».

Обращенность проекта к подрастающему поколению не провозглашалась, но подразумевалась априори. И в этом отношении фестиваль оправдал себя полностью. На прощание креативный продюсер проекта Елена Колыхалова обратилась к ним, юным участникам фестиваля: «Главное не забыть о том, что все это делается во имя человека как высшей ценности на земле. Они самые искренние. Их невозможно переиграть, обмануть. С ними не пройдет лукавство. Они держат на себе взгляд. Остается пожелать, чтобы театр их не разочаровал. И чтобы они не разочаровали театр».

Кто не платит за идеологию, тот платит за войну.

На этом фестивале не раздавали наград, но совершенно ясно и определенно сердца экспертного совета фестиваля единогласно были отданы артистам из Северского театра юного зрителя, представившим спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас». Вручая цветы замечательным артистам под бурные аплодисменты публики, Михаил Борисов сказал: «Всем, кто стоит сейчас на этой сцене, надо вручать почетные звания. Заслуженным – народных. Незаслуженным – заслуженных. Росатом здесь должен проявить инициативу. Была бы у меня сейчас с собой «Золотая маска», отдал бы им, не задумываясь».

На итоговом обсуждении по итогам фестиваля много добрых слов было сказано о спектакле «А зори здесь тихие» Северского музыкального театра, оценили по достоинству постановку театра кукол из Железногорска, интересную идею спектакля озерской драмы «Василий Теркин на этом свете». Не устояли перед обаянием и заразительностью студийных постановок театра-студии «Арлекин» из г.Лесного и озерской студии «Театрариум».

И экспертный совет, и участники фестиваля, и зрители не раз сходились во мнении, что не хватало на этом фестивале обсуждений по горячим следам, то есть сразу после показа спектаклей. Этим пришлось пожертвовать ради большего. Пожалуй, впервые в истории современных театральных фестивалей, финальное обсуждение итогов фестиваля соединило профессиональный разговор с обсуждением проблем театров закрытых городов, живым диалогом с теми, от кого решение этих проблем зависит.

Метким попаданием в цель прозвучали в этом диалоге слова профессора, заведующего кафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина и кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Борисова: «Понятие бедный театр мы уже миновали. Мы перешли к понятию нищий театр». Обращенные, главным образом, к руководству Росатома речи директоров театров закрытых городов, при всем их спокойствии и продуманности, напоминали крики утопающих. Проблемы с привлечением специалистов, нищими зарплатами, отсутствие грантовой поддержки на создание новых постановок, модернизацию оборудования и организацию гастрольной деятельности, ограниченные возможности расширения аудитории – это далеко не полный перечень прозвучавших проблем. Театры закрытых городов находятся на грани. Их единственное спасение на сегодняшний день – люди. Коллективы, на которых они держатся. Руководители, которые за них сражаются, ищут возможные в современных условиях пути выхода из сложившейся ситуации.

Владимир Кулик: «Я счастлив, что на таком высоком уровне так долго обсуждается и говорится о театре. Редкий случай. И это ценно. Когда-то учреждения профессионального искусства в закрытых городах формировались одновременно с городом. Было понимание их жизненно важной необходимости. Сегодня они существуют только за счет накопленной в советское время материальной базы и энтузиазма, даже героизма тех специалистов, которые работают в театрах. У нас в театре в настоящее время списано 83% оборудования, а к тому, что осталось, уже давно не производятся комплектующие – сняты с производства как устаревшие! Самый большой оклад специалиста в театре – 6200 рублей! С этими проблемами нужно бороться, искать решение. Разовое затыкание дыр лишь продлевает агонию. Без помощи Росатома, города, градообразующего предприятия, Министерства культуры не обойтись. Нужна грантовая поддержка и нормативная база, которая поддерживала бы профессиональное искусство в закрытых городах».

От профессионализма, дальновидности и уровня культуры представителей власти зависит очень многое, особенно сейчас, когда театры закрытых городов находятся на грани гибели. От них зависит сегодня сохранение важнейших, имиджевых, брендовых учреждений закрытых городов. И сложно предвидеть последствия того, что произойдет, если все прозвучавшие крики о помощи прозвучали впустую. Точно сказала Ирина Вячеславовна Шаповалова, начальник Управления культуры из Новоуральска: «Культура – сфера идеологическая. Кто не платит за идеологию, тот платит за войну».

Он улетел, но обещал вернуться

На том же памятном Круглом столе Дмитрий Александрович Харичев задал вопрос: «Стоит ли продолжать этот фестиваль?». Ответ был однозначным – конечно, стоит.

Михаил Борисов: «Такой фестиваль – насущная необходимость. Регулярное их проведение будет фиксировать состояние культуры в городах, в которых мы их проводим. Как лакмусовая бумажка. Это необходимо как ежегодное медицинское обследование жизни культуры города».

На том и порешили. Главным итогом фестиваля стало решение сделать театральный фестиваль городов системы ЗАТО ежегодным. Будет меняться тема фестиваля. Будут разными принимающие фестиваль города. Озерск стал первой, но далеко не последней принимающей площадкой этого фестиваля!

Дмитрий Харичев: «Когда мы это задумывали, были сомнения – получится, не получится. Но все прошло замечательно, были полные залы и аплодисменты. Хочется сказать огромное спасибо Озерску и его зрителям. Экспертному совету фестиваля. Управлению культуры администрации Озерского городского округа. Производственному объединению «Маяк». Актерам, участникам фестиваля. И, конечно, «Нашему дому» - ничего бы не получилось без этого замечательного театра!»

Юлия Клепикова

http://www.teatr-ozersk.ru

Ключевые теги: театр, фестиваль.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-+1+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:

Обсуждаемые новости