Реклама на сайте|Обратная связь Пятница, 28 апреля, 11:14
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Стадион «Труд» онлайн Реконструкция спортплощадки ДЮСШ онлайн Егоза Егоза Егоза Егоза Проспект карла макса ДК Маяк ДК Маяк Площадь им.Броховича Нептун Нептун Нептун
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Апрель 2017 (257)
Март 2017 (280)
Февраль 2017 (243)
Январь 2017 (230)
Декабрь 2016 (281)
Ноябрь 2016 (285)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Культура

Слушать этого человека можно бесконечно

3 октября театр драмы и комедии «Наш дом» открывает 68-й театральный сезон двенадцатичасовым марафоном театральных событий, каждое из которых – премьера. Об одном из этих событий, уникальном и единственном в своем роде, важно рассказать подробнее. В 16:00 состоится встреча с Заслуженным артистом России Вячеславом Ипполитовичем Лясецким.

Такие встречи действительно могут быть лишь однажды, если возможны вообще. Для артиста решиться выйти вот так, на публику и рассказать о себе, о своей жизни – уже нонсенс. Так устроена актерская судьба. Мы знаем артиста только по сцене, по сыгранным ролям, редким интервью, может быть, мимолетным встречам на улице. Не более того. С его жизнью, тщательно скрываемой от любопытных глаз, порой связаны немыслимые мифы и легенды.

Актриса и режиссер Ирина Костерина сумела сделать практически невозможное – убедить коллегу выйти с таким вот откровенным разговором на публику. Она (и многие в театре «Наш дом» ее в этом поддерживают) уверена: это важно и нужно и для зрителя, и для артиста, и для театра. Речь идет, само собой, не об обсуждении каких-то сплетен или слухов, связанных с личной жизнью. Важно другое. Им есть, что о себе рассказать. Жизнь человека, связанного с искусством, творчеством, а тем более сценой, очень интересна уже сама по себе. За плечами у каждого огромный багаж – духовный и человеческий.

Самое удивительное, что первым участником такой встречи согласился стать заслуженный артист России Вячеслав Ипполитович Лясецкий, в жизни своей ни разу ни на что подобное не решавшийся. Он от поклонников-то с цветами зачастую уклоняется, не говоря уже о личном бенефисе (а за творческую деятельность организовать нечто подобное ему предлагали не раз) или, тем более, о каких-то откровениях на публике. Например, мало кто знает, что Вячеслав Ипполитович, кроме того, что замечательный актер, еще и бессменный заведующий труппой в течение многих лет. Держит руку на пульсе театральной жизни в буквальном смысле слова. От того, насколько грамотно составит он расписание репетиций, зависит правильный ритм жизни всех служб.

Его знают и любят зрители. И не только старые театралы. Достаточно вспомнить реакцию публики на его сцены в спектаклях «Страна без людей», «Весь мир – театр», «Господа, товарищи, сволочи и дамы» или «Учитесь водить автомобиль заочно», «Сторож» и других. Из семи с лишним десятков прожитых лет более полувека отдано сцене. Но он прав в том, что зрители знают о нем действительно очень мало. Ему есть о чем рассказать, а слушать этого человека можно бесконечно – это факт.

Однажды автору этих строк довелось беседовать с Вячеславом Ипполитовичем, и интервью это осталось по ряду причин неопубликованным. Думается, сейчас настало самое время подарить его. Материал этот никак не помешает предстоящей встрече хотя бы потому, что разговор наш в тот день больше касался не столько самого Вячеслава Ипполитовича, сколько театра, коллег, целой эпохи в жизни озерской драмы.

- В Озерск Вы приехали, будучи уже достаточно опытным артистом, поработав в театрах Калинина (Твери), Барнаула, Омска, Орджоникидзе. Как вы оказались в этом городе?

- Меня пригласил сюда главный режиссер Виктор Владимирович Шульман, с которым мы были прежде знакомы. Общие знакомые рассказывали, что он только что принял этот театр и все там очень интересно, идет на подъем. Я ему написал, он ответил: «Я тебя знаю, ты нас – нет. Приезжай на наши гастроли в Челябинск, посмотришь, решишь». Я приехал в Челябинск и увидел площадь Революции, заполненную народом, идущим на спектакль. Тогда еще нового здания не было, спектакли шли в нынешнем Молодежном театре. Так продолжалось целый месяц. Я давно такого не видел. Когда в Орджоникидзе приехал 10 лет назад, там тоже такое было, в театр шли толпами, но потом пошло на спад. А здесь я просто передать не могу такой резонанс, что вот такой театр приехал. Мне очень захотелось работать в этом театре.

- Каким был Шульман?

- Во-первых, хороший режиссер. Во-вторых, хороший человек. В-третьих, хороший организатор. И для него, и для всех нас театр был прежде всего. Даже наличие детей не меняло этого отношения. Все было подчинено театру, и в том числе и дети. Он был очень строг. Мы даже представить себе не могли, чтобы у нас шум стоял. Или чтобы кто-то прошел по театру в шапке и тулупе или галошах. Этого не могло быть!

Умел создать атмосферу творчества. Малый зал никогда не пустовал. Заканчивается спектакль или вечерняя репетиция. Маленький перерыв, попили чай и пошли работать. И до полночи работали. В малом зале внеплановые работы были. Много ставил Николай Черкасов, молодой режиссер, которого Шульман же и привез сюда. Черкасов был жадный до работы, все время выпускал какой-то спектакль.

Спектакли шли ежедневно. Гастролировали постоянно. Много по закрытым городам, на большую землю. Все премьеры обязательно вывозили в соседние Касли, Кыштым, Снежинск и не только. Уезжали недели на две, на месяц. В расписании места свободного не было! Какие там параллели, мы играли трилелли и четвирелли. И полные залы были, нас уже знали и ждали, принимали всегда хорошо.

- А здесь, на родной площадке?

- Я не помню, чтобы у нас были особенно пустые залы. Другое дело, что не все спектакли проходили на ура. Были спектакли, которые на город проходили всего по пять раз, и только за счет гастролей накручивалась внушительная цифра проката. В городе их потом показывали уже раз или два в сезон, да и списывали потом.

Потом здесь правило такое было, что все организации, которые есть в городе, были под пристальным вниманием театра. И мы к ним приходили с концертами, со встречами, с разговорами. Заведенка такая была. Во всех детских садах, воинских частях, а их тогда было больше чем сейчас. В больницах, везде! В школах постоянно.

- Не дежурно это было?

- Нет, это было востребовано. Нас же звали. Мы ничего не навязывали.

- А не для галочки? Отклик был?

- Может и для галочки, но отклик был. Во всяком случае, на детские спектакли приходили подготовленные дети. Не то, что вот сейчас. Некоторые современные дети даже не понимают это кукольный театр или нет. Кино или живые люди. Тогда этого просто не могло быть.

- Цветы часто дарили?

- Всегда. Меня это никогда не интересовало особенно. Но оно было всегда. Я даже об этом как-то не задумывался. Несмотря на то, что цветочный магазин-то в городе один только и был. И все.

- Фанаты были? Запомнился кто-то?

- Я на это дело не падок, поэтому никаких таких случаев особенно не помню... Сам я, как правило, уходил от этого. Конечно, были у нас такие поклонники. Помню женщин, которые открытки приносили. Однажды экзальтированная дамочка подбежала к Шульману: «Виктор Владимирович, с Новым годом!» – и хлопушку ему в лицо. Обожгла. С восторгом такая. Были, конечно, и такие, кто раз-два в год приходит в театр.

- Меж собой дружно жили?

- Да, да, да. Настолько дружно, что у нас ежегодно в конце сезона, труппа выбирала наиболее удачную работу за сезон. Голосованием. Это было время, когда мы все были в театре. Я даже не говорю о премьерах. Даже простой ввод был поводом собраться. Даже не на главную роль. Мы все торчали за кулисами, смотрели, радовались. Даже если я не занят в спектакле, все равно время от времени приходил на репетиции.

- А как праздники проходили?

- Праздники календарные, как и премьеры, всегда отмечались всем коллективом, и обязательно с внутритеатральными капустниками. В то время они не выходили на зрителя, это позже пришло.

- Как городские власти относились к театру?

- Какая тут была Нина Ивановна Шуваева замечательная (начальник отдела культуры) и Нина Емельяновна Мельникова (заместитель председателя по социальным вопросам), Анатолий Федорович Разжигаев (первый секретарь Горкома партии). Мы их всех знали. Они у нас постоянно были и очень интересовались жизнью театра. Мне кажется, что они были в театре чаще, чем у себя в кабинетах. Ну, правда! Это было удивительно. И очень помогало.

- Правда, что выезжая на гастроли, театр приглашал педагогов, критиков?

- Да. Поскольку город закрытый, общение с критиками и педагогами из Москвы было возможно только на гастролях. Каждый год приезжали педагоги из ВГИКа и постоянная группа критиков во главе с Виктором Калишем (российский театровед, театральный критик, с 1980 г. руководитель Всероссийской лаборатории театральных критиков – прим. авт.). Смотрели весь репертуар, и слово их имело большой вес. Шла индивидуальная работа с каждым актером, при необходимости оставляли задание. А через год приезжали и накручивали хвосты тому, кто не работал, и нахваливали тех, у кого были результаты. Шульман при этом принципиально не присутствовал, чтобы не довлеть.

Иногда в этой группе критиков попадались и случайные, не очень хорошие люди. Помню, как одна девушка очень мучилась от того, что не знала кто кому здесь жена, и что можно говорить, а что нельзя. А однажды приехал какой-то критик и начал допытываться у главного режиссера кого хвалить, кого ругать. А Виктор Владимирович этого не приемлет вообще. Мне всегда нравилось, что он никогда не… короче говоря, что он думал, то он и говорил. С ним не бывало такого, что «Ой, вы знаете, вам тут не жмет маленечко?».

Он говорит как есть. После каждой репетиции был очень серьезный разбор. И, что самое главное, вот он разнесет тебя, а тебе радостно это слушать. Вот ведь какая штука... Потому что ты благодарен ему, понимаешь, что он это говорит для того, чтобы у тебя получилось. И он говорит о твоих недостатках так, что это не обидно, и тем более не оскорбительно. Он умел это. И эти его обсуждения проходили почти при сплошном хохоте. Не потому что все хохотали надо мной, я сам, в первую очередь, хохотал. Но я ж тогда понимал и свои ошибки, и недостатки, и что нужно для их исправления.

- Изменилось ли что-то с приходом Н.А.Воложанина?

- Николай Андреевич Воложанин был другого склада режиссер. Мне с ним тоже интересно было работать, но с ним было немножко иначе. Шульман не слезет с артиста, даже с такого, который не нужен ему на следующий сезон вообще в театре. Он все равно добьется нужного результата. А Николай Андреич, как он это говорил, - «отнюдь». Если он через репетицию, другую понимает, что этому актеру его работа неинтересна, то и не будет надсаживаться, заставлять. Он его физически загоняет, мизансценами: «Вот тут сядь, а тут встань, тут пойди». Общий рисунок спектакля получается, а ты как хочешь. У него не было рискованных назначений, я таких не помню, а вот у Шульмана они очень даже были. Коля, например, Кудрявцев. Он довольно зажат был, но Шульман ему дал главную роль и работал с ним (спектакль «Не был, не состоял, не участвовал»). И таки добился исполнения. Коля раскрепостился, освободился и потом еще в три спектакля подал заявки и все сделал. И хорошо сделал.

У меня с Шульманом связано самое лучшее, хоть он не без недостатков, конечно. Знаю его где-то с 1964 года. Конечно он собиратель. Он свой коллектив, свой театр создавал. Он был главным режиссером-строителем. Николай Андреевич не так, он просто ставил спектакли и считал, что это и есть его дело. Чем больше спектаклей он поставит, это и есть его работа в труппе. А Шульман делал труппу, чтобы понимали друг друга с полуслова. К сожалению, случилось так, что он не захотел здесь оставаться…

Ирина Костерина назвала свой проект «Наедине со всеми». После встречи с Вячеславом Лясецким последуют новые приглашения на встречи с артистами. Встреч этих будет немного, несколько за весь театральный сезон. И каждая на вес золота. Не пропустите.

P.S. По личной просьбе Вячеслава Ипполитовича Лясецкого вход на эту встречу будет бесплатным. Потому что такое продавать нельзя. Это можно только подарить.

Юлия Клепикова

Сайт театра «Наш дом»: http://www.teatr-ozersk.ru

Группы в соцсетях: https://vk.com/club15676137, https://www.facebook.com/groups/nashdom.teatr

Телефон для справок: 2-68-08, 2-56-15

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Слушать этого человека можно бесконечно

Ключевые теги: премьеры.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (1)

Руслана Лясецкая,

Я горжусь своим дедушкой!

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:

Обсуждаемые новости