Озерский театр драмы принял участие во II Международном фестивале Мартина МакДонаха. Попасть в афишу этого фестиваля стремились 150 театров со всего мира, прошли отбор 13 спектаклей, из них – всего 4 российских театра! Свои лучшие постановки по МакДонаху представили театры из Ирана, Польши, Сербии, Чехии, Черногории, Северной Ирландии и Шотландии.
- Озерск? А где это? Даже хозяин фестиваля, художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов с удивлением узнал, что Озерск – закрытый город. Член жюри, известный театральный критик Марина Тимашева посетовала, что впервые ей приходится обсуждать спектакль театра, не имея представления о городе, из которого он приехал. Единственным из членов жюри, имевшим представление об Озерске и его театре, оказался театральный критик Александр Вислов: «Я был в Озерске очень давно. За последний год встречаю ваш театр уже не в первый раз и обнаруживаю, как сильно он изменился к лучшему. У вас есть замечательное Трио «Трое», хороший директор и команда. В Озерске живой, современный, правильный театр, где работают люди, которые любят не себя в искусстве, а искусство в себе».
Сыпались вопросы о том, чем живет Озерск, что за спектакли играют в театре «Наш дом», какой там зритель. Журналисты с интересом слушали истории режиссера Никиты Золина и молодых артистов об их театральных экспериментах на чердаке, о том, как «Лейтенант с острова Инишмор» и другие спектакли, приводя в театр новую, молодежную аудиторию, регулярно повергают в шок бывалых озерских театралов. Наибольшее оживление вызвали рассказы об Озерском фестивале экспериментальных театральных форм «Ночь в театре». В Перми такого нет.
Зато в Перми много МакДонаха. Подходя к театру «У Моста», вы оказываетесь в уютном скверике Мартина МакДонаха. В театральном фойе расположено не меньше десятка портретов МакДонаха в золотых рамках. Обстановка домашняя, напрочь лишенная скучного официоза. «Совсем как October-фест!», - с радостью констатировала актриса озерского театра Кристина Прислонова. Перед каждым спектаклем танцуют зажигательные ирландские танцы и дружно скандируют «Ирландия!». И дважды в день все смотрят постановки по пьесам этого драматурга, очень разные по своей направленности, жанру, способу выражения, методам подхода к материалу, но все – очень высокого уровня.
Играть «Лейтенанта с острова Инишмор» Озерскому театру выпало в один день с шотландским театром «Трон» из Глазго – одним из самых сильных коллективов на фестивале. Испытание не из легких. Волнения добавляла и местная публика, знающая толк в творчестве МакДонаха, видавшая уже не одну постановку по каждой из его пьес.
Озерский спектакль был, пожалуй, самым стремительным, шумным и кровавым во всей программе фестиваля. Зрители подпрыгивали от неожиданности при пальбе из стартовых пистолетов, испуганно ахали, пока садюга Падрайк (Андрей Сюськин) пытал подвешенного вниз головой бедолагу-наркоторговца (Евгений Гуралевич), и то и дело покатывались со смеху по ходу всего спектакля. «Ваш спектакль совсем не похож на федотовский, - поделилась впечатлениями одна из зрительниц. - Тот более брутальный, а ваш такой… интеллигентный. И давно я так не смеялась, как сегодня».
В спектакле озерского театра принял участие один местный житель. Черный кот. За неделю до фестиваля Никита Золин через социальные сети бросил клич пермякам с призывом помочь найти подходящего исполнителя на роль любимца Падрайка. Откликнулось сразу несколько любителей кошек, так что получился настоящий кастинг, в котором победил черный как смоль кот Фобос. На спектакле новоявленный артист держался молодцом, хотя и был перепуган пальбой, отказался есть Вискас и все время норовил залезть за спину артисту Владимиру Микулицкому. Но все это не помешало ему заслужить симпатии зрителя, пригласительный билет на фестивальный спектакль для хозяйки Алены и недельный запас Вискаса.
Самым необычным стало обсуждение спектакля, состоявшееся вскоре после его окончания. Пока артисты из Озерска наскоро смывали с лица кровавые пятна, заряженная их бешеной энергетикой публика неожиданно устроила настоящую ирландскую дискотеку в зрительном зале!
На обсуждении жюри, в которое вошли известные театральные критики и журналисты, а также театральные деятели из Франции, Израиля, Ирана, говорили о достоинствах и недостатках работы молодого режиссера. Отмечая несомненный талант Никиты Золина, живую фантазию, оригинальные находки и смелость эксперимента, критиковали за переборы, свойственные молодой режиссуре, стремящейся сказать все и сразу и упускающей заложенные в пьесе важные смысловые моменты. Хвалили слаженный актерский ансамбль, высокий уровень мастерства исполнителей, доверие, с которым артисты (даже возрастные) идут за молодым режиссером.
Особых похвал удостоилось оригинальное прочтение образа террориста Падрайка, созданного Андреем Сюськиным. До сих пор этот персонаж выходил на сцену ломовым воякой, грубым и жестоким. В спектакле озерского театра он предстал перед публикой этаким лощеным денди, одетым с иголочки садистом, холодным и очень смешным в своей тотальной серьезности.
Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У моста»: «Потрясающе чувствовать общность. Мы любим МакДонаха, видели, с какой любовью его играете и как хорошо его понимаете. Очень многие трактуют МакДонаха, выпячивая жестокость, чернуху. После такого депрессия начинается, а после вашего спектакля – свет. Вы слышите, что МакДонах – хулиган с потрясающим чувством юмора, очень добрый, чистый и наивный. Вы вступили в наше кровное братство, для меня это радость двойная».
Неделю в Перми играли спектакли по пьесам МакДонаха, и не было двух, хотя бы отдаленно похожих друг на друга! Каждый приносил свои открытия, обнаруживая все новые смыслы, параллели с нашей современностью, российским менталитетом и пр. Не случайно Мартина МакДонаха сравнивают то с Чеховым, то с Шекспиром, на таком фестивале это становится особенно очевидным.
Шотландский режиссер Энди Арнольд: “МакДонах вызывает интерес по всему миру, потому что его персонажи характерны для любой культуры. Герои взяты из реальности. Мы видим их характеры, реакции и переживания в состоянии «здесь и сейчас», что заставляет нас воспринимать их в «чистом виде», улавливая ценность проживания каждого момента настоящего без экскурсов в прошлое или будущее. Так, однажды, когда Х. Пинтера спросили откуда герой его пьесы, он ответил: «он из соседней комнаты»”.
Гостеприимную, хотя и насквозь промокшую от дождя Пермь, покидали с сожалением. С головой окунувшись в бурную программу фестиваля, почти не успели посмотреть город. Пробегая дважды в день от гостиницы до театра и обратно, лишь на третий день случайно обнаружили в двух шагах от театра «У моста» прекраснейшую реку Каму – красота неописуемая! Остается надеяться, что эта первая поездка в Пермь положит начало постоянному культурному Озерска с этим прекрасным уральским городом. Надежда эта уже нашла свое подтверждение – среди заявок на фестиваль «Ночь в театре» сразу два театра из Перми!
Юлия Клепикова
Фото - Вадим Балакин