Реклама на сайте|Обратная связь Среда, 18 октября, 23:12
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Октябрь 2017 (231)
Сентябрь 2017 (356)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Студия визуальных решений «Ника»
| Авторские разделы » Евгений Шитиков

Как сделать Озерск устойчивым городом?

На прошлых выходных меня пригласили выступить с лекцией о целях устойчивого развития, сформулированных ООН в 2015 году и предполагающих программу глобальных действий до 2030 года. Кратко рассказав о 10 целях УР, я подробно остановился на цели №11 – «Устойчивое развитие городов и населенных пунктов», ибо это как раз то, во что я верю и что пытаюсь реализовать на практике в родном Озерске. Почему? Потому что говоря об устойчивости городов, эксперты ООН выделяют прежде всего включенность, инклюзию горожан в управление развитием городской среды. В частности, в брошюре по устойчивому развитию городов, размещенной на сайте ООН, даны такие рекомендации:

Что я могу сделать, чтобы помочь достижению этой цели?

• Активно интересуйтесь тем, как осуществляется руководство и управление вашим городом

• Обращайте внимание, какие решения приводят к результату в вашем сообществе, а какие нет

• Выступайте за такой город, каким он, по вашему мнению, должен быть

Как сделать Озерск устойчивым городом?

И это как раз то, о чем говорит система патриципаторного бюджетирования. Рассмотрим эту систему поподробнее.

Что такое партиципаторное бюджетирование (ПБ)?

Партиципаторное (инициативное, народное) бюджетирование — непосредственное участие горожан в распределении от 1 до 10 % средств муниципального бюджета.

Партиципаторное бюджетирование — ПБ — появилось в 80-х годах в бразильском городе Порту-Алегри. В 2014 году партиципаторное бюджетирование применяется в 1700 городах в более чем 40 странах. При этом технология ПБ учитывает локальный контекст и позволяет решать актуальные проблемы управления в странах с разным политическим устройством и структурой доходов муниципальных бюджетов.

В 2013 году Европейский университет в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета гражданских инициатив и местных администраций впервые опробовал технологию ПБ в

России.

Первыми муниципалитетами, запустившими ПБ в 2013 году, стали Череповец и Сосновый Бор (Ленинградская область). В 2014 году к ним присоединились 8 муниципалитетов Кировской области. В 2016 году участниками программы стали 10 муниципалитетов Кировской области.

Как сделать Озерск устойчивым городом?

Для успешного внедрения ПБ необходимо и первично желание местных властей и горожан

ПБ формирует гражданскую инициативу, создает городское сообщество, обеспечивает условия для эффективного сотрудничества граждан и местных властей. Такая управленческая модель не может быть навязана властью и осуществляться в приказном порядке: позитивные изменения возможны только в том случае, если местная власть и граждане готовы к ним.

Почему партиципаторное бюджетирование необходимо сегодня?

Местные власти сегодня — часть вертикальной структуры управления. Ее необходимо дополнить горизонтальной системой контроля. ПБ обеспечивает канал обратной связи между местной властью и гражданами.

Участие в управлении позволяет гражданам понять сферу ответственности и специфику работы муниципальной власти. Муниципальное управление перестает быть «черным ящиком» — непонятным и поэтому враждебным механизмом. ПБ снижает социальное напряжение, создавая пространство для конструктивного диалога.

Современный город — конгломерат разных сообществ. Без баланса их интересов и диалога граждан и власти эффективное управление городом невозможно. ПБ создает площадку для такого диалога.

Сегодня общение между гражданами и властями происходит в 2 речевых регистрах: «просьба/жалоба» и «обвинение». Оба не предполагают диалога. ПБ позволяет выработать публичный язык, при помощи которого можно договариваться и находить общие решения, а не только обвинять и воевать.

Как сделать Озерск устойчивым городом?

Партиципаторные формы гражданского участия позволяют депутатам наладить канал связи с горожанами. Люди, которые не ходят на выборы, готовы сами участвовать в непосредственной деятельности на благо их города или района.

В этом случае им ясен и способ участия, и выгоды, которые он предоставляет. Депутаты получают возможность работать, руководствуясь пожеланиями своих избирателей. Жители перестают быть пассивными наблюдателями и могут не только заявить о своих интересах, но и непосредственно участвовать в городском управлении.

Модель управления, в которую встроены российские муниципалитеты — вертикальная иерархия. Формально, следуя тексту Конституции, это не так. Однако финансирование разным отделам и департаментам выделяется через межбюджетные трансферты на основании той отчетности, которую они поставляют на региональный и федеральный уровни. В этих условиях говорить об автономии муниципальной власти — большая натяжка.

В такой системе ключевую роль играет отчетность. Центростремительные тенденции неминуемо приводят к увеличению числа контролирующих институтов, работа каждого из которых требует новых форм отчетности. Нагрузка на муниципальные власти очень велика. В итоге муниципальные служащие сегодня ориентированы, как правило, на федеральный центр или регион. Ослабевает их способность управлять конкретной территорией, различать ее проблемы и потенциал развития.

Партиципаторные практики дают возможность услышать голос городского сообщества и учесть его мнение. Эта перспектива позволяет муниципальным властям стать именно местной властью, а не просто последним звеном хорошо функционирующей государственной вертикали.

Большинство горожан сегодня не представляют, каковы полномочия муниципальной, региональной и федеральной властей. Это порождает недовольство и затрудняет работу местной власти.

Как сделать Озерск устойчивым городом?

Непосредственное участие в принятии решений позволяет гражданам понять сферу ответственности и специфику работы муниципальных чиновников. Это снижает социальное напряжение между гражданами и властью, создавая пространство для конструктивного диалога.

В дальнейших публикациях мы покажем, как на практике можно организовать эффективное патриципаторное бюджетирование в Озерске.

Для подготовки статьи использована брошюра «ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ. Как привлечь граждан к управлению городом», изданная Европейским университетом в Санкт-Петербурге при содействии Комитета гражданских инициатив.

Евгений Шитиков

Ключевые теги: развитие города.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код: