Как на ПО «Маяк» обеспечивается экологическая безопасность Теченского каскада водоёмов и решается проблема ядерного «наследия» советского атомного проекта.
По количеству квадратных километров зона ответственности службы экологии — самая большая на ПО «Маяк».
Это гидротехнические сооружения и промышленные водоёмы, карьеры и полигон промышленных нерадиоактивных отходов. «Сейчас я отвезу вас в такие уголки, где ещё не ступала нога ни одного журналиста: ни российского, ни зарубежного, — улыбался Дмитрий Соловьёв, начальник службы экологии. — Будет интересно даже с исторической и технической точки зрения увидеть и сравнить, как с течением времени происходила эволюция в строительстве шлюзов-регуляторов «Маяка», которые обеспечивают экологическую безопасность Теченского каскада водоёмов».
В период с 1949 по 1956 год река Теча подверглась интенсивному радиоактивному загрязнению, последствия которого до сих пор преодолеваются. После 1956 года сбросы в реку Теча прекратили и стали возводить систему плотин, чтобы создать комплекс замкнутых водоёмов. Для отвода паводковых вод были построены две системы каналов: правобережная и левобережная, по которым чистая паводковая вода пропускается в Течу ниже каскада водоёмов. Теченский каскад водоёмов — комплекс гидротехнических сооружений, принадлежащий ПО «Маяк». ТКВ представляет собой замкнутую систему из четырёх водоёмов (В-3, В-4, В-10, В-11) и каналов. В зависимости от уровня воды в водоемах общая площадь водоёмов составляет около 65 км², а общий объём достигает 360 млн м³. ТКВ отделяет от реки Теча, а следовательно, и от открытой гидрографической сети, плотина №11. Попадание радионуклидов в Течу возможно лишь при переполнении каскада водоёмов. В феврале 2016 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» был утверждён «Стратегический мастер-план решения проблем Теченского каскада водоемов», положения которого позволили принципиально по-новому взглянуть на проблему радиационной реабилитации реки Теча.
Все промышленные водоёмы, каналы и гидротехнические сооружения (ГТС) находятся на территории промышленной площадки «Маяка» — это закрытая для постороннего территория. Охрану территории осуществляют сотрудники ФГУП «Атом-охрана» — как на стационарных блок-постах, так и мобильными моторизованными группами, которые регулярно встречаются на дорогах вокруг промышленных водоёмов. Такая охрана и защита водоемов и ГТС необходима для исключения случайного проникновения жителей ближних и дальних населенных пунктов на территорию пунктов размещения жидких радиоактивных отходов.
Если абстрагироваться от реальности, можно подумать, что находишься в заповеднике: стаи уток и лебедей, никого и ничего не боясь, степенно рассекают гладь водоёмов, бобры занимаются привычным для себя делом — строительством хаток по берегам каналов, орланы на бреющем полёте высматривают добычу, а смелые косули с небольшого расстояния с любопытством рассматривают наш автомобиль.
Из машины мы издалека видим чучело в мужской куртке и шапке на длинном шесте. Значит, скоро исторически первый сооружённый на ТКВ шлюз-регулятор.
«Он был построен в 70-е годы прошлого века на левобережном канале в районе плотины №10, — рассказал Дмитрий Соловьёв. — Шлюзы-регуляторы необходимы на ТКВ для того, чтобы поддерживать один уровень воды и в промышленном водоёме, и в канале.
Таким образом исключается или снижается до минимума фильтрация загрязненной воды из промышленного водоёма. В прошлом году этот старый шлюз-регулятор был капитально отремонтирован, теперь он ещё долго будет служить верой и правдой. А чучело — это
не охранник гидротехнического сооружения от непрошенных визитёров, а пугало от чаек. Птицы выбрали шлюз местом для встреч, а помёт пернатых хуже серной кислоты».
Новые гидросооружения «Маяка» на ТКВ напоминают космические ангары. В рамках выполнения Федеральной целевой программы
«Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» на правобережном и левобережном каналах в 2015-2016 годах были сданы в эксплуатацию три технически современных шлюза-регулятора. Конечно, никакой прибыли шлюзы-регуляторы «Маяку» не принесли.
На строительство гидросооружений были затрачены значительные финансовые средства государства. Контроль за ходом строительства
гидротехнических сооружений осуществлялся Отраслевым центром капитального строительства Росатома, авторским надзором проектнойорганизации, специализированными институтами и специалистами ПО «Маяк». Новые шлюзы-регуляторы — гидротехнические
сооружения экологической направленности нового поколения, которые выполняют очень важную роль.
Эксплуатация объектов позволяет до минимума сократить попадание в открытую гидрографическую сеть радиоактивных веществ, которые фильтровались через боковую дамбу в обводные каналы и далее в реку Теча.
По словам Дмитрия Соловьёва, шлюзы-регуляторы построены для улучшения экологической ситуации, складывающейся вокруг водоёмов
хранилищ Теченского каскада. Новые объекты уже сыграли значительную роль в оздоровлении экологической обстановки в долине реки Теча. Тем самым на более высокую ступень поднялась и экологическая безопасность ПО «Маяк».
Юрий Мокров, доктор технических наук, советник генерального директора ПО «Маяк» по науке и экологии:
— Теченский каскад водоёмов — второй по радиационной значимости после водоема В-9 (Карачай) и наиболее сложный объект советского ядерного «наследия», который требует принятия многоуровневых управленческих решений, соответствующих его потенциальной опасности. Объект занимает большую площадь и сконцентрировал в себе внушительный объём жидких низкоактивных отходов. Рассматривались разные варианты реабилитации ТКВ. Наиболее приемлемый — поддержание долговременной безопасности водоёмов в течение 100-150 лет. За этот период не только вода, но и донные отложения перестанут квалифицироваться как твёрдые радиоактивные отходы, и водоём может быть снят с контроля надзорно-регулирующих органов ядерной и радиационной безопасности Ростехнадзора, освобождён от надзора санитарных служб ФМБА. По прогнозам и оценкам вода во всех водоёмах перестанет быть жидкими радиоактивными отходами через 5-10 лет, а для того чтобы донные отложения перестали квалифицироваться как твёрдые
радиоактивные отходы, потребуется порядка 100-150 лет.
Какие основные потенциальные опасности эксплуатации ТКВ мы видим сегодня? За предыдущие 40-50 лет наблюдалась отчётливая тенденция увеличения уровня воды в водоёмах, что может привести к их переполнению и возрастанию воздействия на плотину. В свою очередь повышение уровня воды в водоёмах может приводить к увеличению поступления радиоактивных веществ в открытую гидрографическую систему реки Теча. Для того чтобы эти риски минимизировать или свести их к совершенно малозначимым величинам, была разработана целая система мер и мероприятий. Прежде всего, на предприятии был разработан и реализован комплекс мероприятий по снижению, а затем и полному исключению поступления в водоёмы как низкоактивных ЖРО, так и любых других вод. В качестве первого шага на ПО «Маяк» была разработана собственная программа, в которой за счёт собственных средств предприятия реализованы практические мероприятия. Они позволили в десятки раз сократить объёмы поступления загрязнённой воды в водоёмы. Второе направление — создание комплекса общесплавной канализации (ОСК). ОСК позволяет отвести от ТКВ условно загрязнённую по химическим показателям воду, которая раньше сбрасывалась в водоёмы. В отдельные годы такой воды набиралось до 5 млн кубометров. Проект был реализован в рамках Федеральной целевой программы ЯРБ-1, и первая очередь ОСК была сдана в 2010 году,
а вторая — в 2015 году.
Потенциальной опасностью водоёмов также является фильтрация вод из ТКВ в обводные каналы, а затем в реку Теча. Для ликвидации утечек, их снижения и были построены три шлюза-регулятора, которые позволяют выравнивать уровень воды в каналах и водоёмах. Могу с удовлетворением отметить, что, например, в 2016 году загрязнение воды в реке Теча (створ села Муслюмово) по Sr-90 превышало установленные санитарные нормы (уровень вмешательства) всего 5 из 12 месяцев в году. То есть большую часть года вода имеет такой уровень загрязнения, который освобождает её от санитарного контроля и надзора. В 2017 году эта тенденция видна ещё более отчетливо. Если ситуация будет развиваться в таком ключе и дальше, то это уже в ближайшие годы позволит снять ограничения на использование населением воды из реки Теча.
Сегодня ПО «Маяк» вместе с Гидроспецгеологией и ИБРАЭ РАН работает над реализацией стратегического мастер-плана, который направлен на реализацию в рамках Федеральной целевой программы ЯРБ-2 всех мероприятий по долговременной безопасности
эксплуатации Теченского каскада водоемов.
Андрей КРАСНОВ