Давно стало привычным: федеральная власть ругает губернаторов и мэров, областные власти критикуют органы местного самоуправления. Последним еще достается от населения. В итоге у постоянного потребителя теленовостей складывается устойчивое представление: «Наверху заботливые правители заботятся о народе, а чиновники на местах извращают «политику партии». Вот пожалуемся в Москву, и будет нам счастье». К сожалению, такое представление чаще всего не имеет ничего общего с реальной действительностью. Докажем это на актуальном примере.
С 1 сентября вступает в действие новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Объем закона – более сотни страниц мелкого текста, поэтому внимательно его изучили только заинтересованные профессионалы. В то же время, вопросы организации системы образования так или иначе касаются почти каждого гражданина страны. Поэтому вокруг принятого закона возникает масса слухов, домыслов, опасений.
Одним из таких опасений является угроза резкого увеличения платы за детские сады. Пока что официальные комментарии руководителей озерского образования вполне оптимистичны: «…резкого повышения платы не предвидится ни в 2013-м, ни в 2014 году».
Вот только насколько оправдан такой оптимизм – большой вопрос.
В ранее действующем законе (№ 3266-1 от 10.07.1992) было установлено, что «размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат» (п. 2 статьи 52.1).
При этом было определено, что перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, читай – Министерством образования РФ.
И, конечно, не стоит забывать, что «в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей» законом была предусмотрена компенсация, выплата которой, правда, является расходным обязательством субъектов РФ (п.3 ст. 52.2), зато Российская Федерация гарантировала обеспечение софинансирования указанных расходов путем предоставления субсидий региональным бюджетам.
То есть, закон работал так: местные власти по утвержденной Минобром методике рассчитывали сумму затрат на содержание ребенка в детском саду. По словам А.Барабаса, в Озерском городском округе она составляет порядка 9000 рублей в месяц. Максимум, что из этой суммы платили бы родители – 1800 рублей (20%). Оставшиеся расходы оплачивал местный бюджет из собственных доходов либо за счет субсидий из областного бюджета. В свою очередь область имела право, в случае недостатка своих средств, просить дополнительные деньги из федерального бюджета, так как ограничение «не более 20%» было установлено федеральным законом.
Но тучные годы закончились, пришла пора «оптимизировать» федеральные расходы. Поэтому в новом законе соответствующий пункт выглядит так: «За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке» (п. 2 ст. 65).
То есть об ограничении в 20% речи уже не идет. Нет и указания на орган власти, определяющий перечень расходов, включаемых в расчет родительской платы. Есть только одна оговорка: «Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций».
Другими словами, федеральная власть полностью устранилась от данного вопроса, сняла с себя все обязательства, переложив всю «головную боль» исключительно на органы местного самоуправления. Местные власти вправе, конечно, «снизить размер родительской платы», но в этом случае надо будет отыскать в собственных доходах муниципалитета немалую сумму. Что в современных условиях межбюджетных отношений («Сороковка» об этом не раз писала) практически невозможно.
В новом законе сохранилась возможность получения компенсации из областного бюджета. Но теперь это только расходное обязательство субъекта РФ без какого-либо софинансирования со стороны федерального бюджета. Получается, что муниципалитетам стоит рассчитывать на областные деньги только в том случае, когда в областном бюджете появится финансовый излишек. Судя по текущей информации об исполнении бюджета Челябинской области в 2013 году и о перспективах на 2014-2015 года, излишка не предвидится.
Думаем, что 2013 год, несмотря на вступление в силу нового закона, родители дошкольников проживут без изменений: бюджеты всех уровней утверждены, субсидии от одного к другому в них предусмотрены. А вот о 2014 годе стоило бы крепко задуматься уже сейчас.
Не хочется выступать в роли Кассандры, но, как нам кажется, социально и финансово тяжелых решений органам местного самоуправления избежать не удастся. Не только в Озерске, мы-то как раз сможем пережить эту реформу сравнительно безболезненно. Но в целом по области и стране неизбежен всплеск недовольства. Зато мы получим возможность услышать на федеральных телеканалах новую порцию рассуждений о местных властях, срывающих реализацию государственной политики по оптимизации и повышению эффективности образовательной сферы.