9 марта, в женские праздники, состоялся второй «Театральный кофе-брейк».
В эти весенние дни особо остро хочется нежности и любви, именно поэтому театр кукол предложил озерским зрителям спектакль о любви — «Маленький принц» по произведению знаменитого французского классика Антуана де Сент-Экзюпери. В постановке Бориса Макарова спектакль получился прежде всего о любви, такой многоликой и прекрасной!
Мы благодарны зрителям, кто пришел в этот день к нам и разделил с нами радость встречи с высоким искусством, ощущение единого дыхания зала и сцены. Игра актеров была щемяще-пронзительной, такой трогательной, что некоторые женщины не сдерживали слез.
Есть еще один критерий хорошего спектакля, когда не замечаешь, как проходит время. В скитаниях Маленького принца теряешь ощущение времени, и кажется, что прикасаешься к вечности.
А потом был разговор в камерной обстановке за чашкой кофе или чая между актерами театра кукол и зрителями, который подарил яркие, интересные открытия как в спектакле, так и в философской прозе Экзюпери.
Немалый интерес у зрителей вызвал рассказ режиссера-постановщика Бориса Анатольевича Макарова о том, как менялся художественный замысел спектакля: от французского кафе (где музыкальными темами трех героинь были три женских голоса Эдит Пиаф, Мирей Матье и Патрисии Каас, но наследники Экзюпери выступили категорически против этих «трех шансонеток», которые недостойны высокой прозы знаменитого француза) до удивительной невесомости звездного космоса, которая царит в спектакле сейчас. Талантливую, «блистательную», по словам режиссера, музыку к спектаклю написал Сергей Гальперин. К слову сказать, она была одобрена наследниками.
Конечно же, центральной темой обсуждения стала тема любви, любви «капризной и эгоцентричной» и любви «жертвенной», «зрелой». От «женщин истеричных», которые просто не знают, как надо проявлять свое чувство (они просто «уверены, что так надо любить») обсуждение перешло к совершенно неожиданному осмыслению образа Розы: когда «она отпускает Маленького принца — это тоже жертвенность». И далее еще один поворот мысли — Роза отпускает, а может, «прогоняет» принца, потому что не хочет, чтоб «он видел ее увядания», «чтоб ему не было больно от ее смерти» (цветы ведь долго не живут)… Спектакль таким образом становится настоящей «школой любви».
Еще одну интересную трактовку, но уже образа Змеи мы услышали после обсуждения и были поражены в очередной раз. Итак, для Маленького принца Роза — это недостижимый кумир, изматывающий душу; Лисица — женщина-подруга, нежная и заботливая, к которой быстро привыкаешь и перестаешь ценить; а Змея — это женщина, с которой остаешься на всю жизнь. Так не расплата ли это за то, что на кумира наш герой (мужчина) не тянет, а подругу не ценит!
Да и сам полет Маленького принца, по мысли зрителей, на семь планет — это «семь кругов ада, где нет любви»!
И еще на одном открытии, которое сделано на кофе-брейке, хочется остановиться. Никогда не задавались вопросом, почему именно барашка просит нарисовать Маленький принц летчика и именно барашек должен поедать всходы баобабов (воплощение зла вообще, «зла в душе», «человеческих грехов», «мирового зла», по мнению зрителей)? В ходе разговора мы пришли к выводу, что прообраз барашка — закланный агнец, самое невинное животное на земле, жертва и воплощение любви, ведь только любовью и добром и можно искоренить зло.
Разговор нам показался плодотворным, может быть, нелегким, но интересным.
Что ж, еще раз очень хочется поблагодарить зрителей, кто нашел время и пришел на спектакль, а также остался на обсуждении, подарив в очередной раз нам столько открытий!