Реклама на сайте|Обратная связь Вторник, 26 сентября, 19:42
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Акция «Техника безопасности»
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Сентябрь 2017 (302)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Май 2017 (242)
Апрель 2017 (261)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости

Большое интервью Руслана Гаттарова о планах развития Южного Урала, Томинском ГОКе, туркластере и многом другом

Челябинская область — один из наиболее развитых промышленных регионов страны. Основные отрасли экономики: металлургия, машиностроение, военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. Регион относится к старейшим горнорудным территориям и обладает мощным потенциалом минерально-сырьевых ресурсов. О новых экономических условиях и перспективных Южного Урала — транспортно-логистическом комплексе «Южноуральский», возможности строительства высокоскоростной магистрали, гипермаркете IKEA и Томинском ГОКе — в интервью директору ОТВ Светлане Яремчук рассказал вице-губернатор Челябинской области, отвечающий за экономический блок, Руслан Гаттаров.

Руслан Усманович, сегодня мы бы хотели поговорить с вами о том, что происходит в экономике края, в экономике Челябинской области. На ваш взгляд, машиностроительная отрасль будет развиваться в нашей области?

Хотелось бы, конечно, производить здесь Tesla (прим.ред.: Tesla Motors — американская автомобильная компания из Кремниевой долины, ориентированная на производство электромобилей) или что-то подобное, но мне кажется, что наша квалификация — это производство автомобилей, сложных механизмов, специфической техники, в том числе для военной промышленности.

Автомобильный завод «Урал», у него есть перспективы?

Автомобильный завод «Урал» сделал несколько новых моделей, они очень современные, они конкурентоспособные в своем сегменте, безусловно. К сожалению, рынок пока очень маленький, это Россия, Африка, еще несколько стран. Нужно очень серьезно расширять рынок, и только тогда мы сможем увеличивать наши продажи. Еще очень важна такая вещь, как бренд. Вот у нас есть предприятие «Крановые технологии», они сейчас изменили бренд, называются теперь «Жираф». Они это сделали не потому, что хотят по-модному называться, а потому что собрались выходить на международный рынок. С названием «Крановые технологии» сделать это сложно. Очень важно, что их техника на данный момент сопоставима, а где-то даже превосходит лучшие западные образцы. Это полностью наш челябинский региональный продукт. Основное его производство находится на непростой территории, в моногороде Нязепетровске.

Что вы считаете базовыми отраслями, которые помогут экономике Челябинской области подняться?

Крупнейшие металлургические гиганты. Будет очень здорово, если они останутся на прежних мощностях и будут продолжать вкладывать деньги в модернизацию, улучшая экологические, в том числе, показатели, уменьшая тем самым количество людей, работающих на этих предприятиях. Что это означает? Что люди будут высвобождаться, и этих людей нужно трудоустраивать. Одним из направлений для трудоустройства является сельское хозяйство.

Для справки: Челябинская область занимает второе место по объемам производства мяса птицы. За 10 лет они увеличились в 8 раз. Сегодня область производит больше, чем может потребить: мясо всех видов, яиц, овощей, хлебобулочных изделий всех видов, макарон и круп.

У нас еще есть порядка 500 тысяч гектаров свободных земель, которые можно использовать. Нам нужно искать и заполнять эти территории инвесторами, чтобы они вкладывали. Наша позиция такова, что нам нужны понятные инвесторы, с понятной технологией и качеством продукции, которые четко соответствуют санитарным нормам, которые платят налоги и которые, что очень важно, используют в работе население, живущее на данной территории. Потому что, к примеру, китайские компании не используют наше население, не всегда понятны их технологии и химические элементы, которые используют. До сих пор непонятно, никто не может нам ответить, что они туда льют. Ни одной квоты китайцем за последние два года не было дано.

Для справки: Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» — крупный инвестиционный проект, реализуемый в Увельском районе. Его общая площадь впечатляет: 180 гектаров, это около 360 футбольных полей. Объем инвестиций на первом этапе составил 120 миллионов евро. Планируемая пропускная способность — 400 контейнеров в сутки. Годовой грузооборот — до 2,5 миллионов тонн. Торжественное открытие первой очереди ТЛК состоялось 15 мая 2015 года.

Очень красивое было открытие транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Много о нем говорят, освещали в программах очень обширно, даже был прямой эфир. Что сейчас? Какие возможности для нас предоставляет ТЛК?

Я уверен, что грузы из Китая будут. Очень важно, чтобы были грузы и в Китай. В феврале, как утверждают организаторы проекта, ситуация с грузами начнет меняться. Есть несколько очень крупных мировых брендов, которые собираются ввозить свои изделия из Китая. Китайская сторона подтверждает сейчас организаторам проекта, что она будет субсидировать эти поездки, перевозки, как в одну, так и в другую сторону. Мы прекрасно понимаем, что в нашу страну импорт-экспорт сейчас упал на 50 процентов. Это значит, что существующие каналы поставки сейчас демпингуют и стараются удержать клиентов. На этом рынке найти объемы товаров очень сложно, но руководство ТЛК «Южноуральский» находятся в активной фазе. В этом году мы выстраиваем прямые взаимоотношения для обмена грузами еще с двумя провинциями Китая. Это провинции Хубэй и Шэньси. Это такие провинции, где живет население, сопоставимое с населением Российской Федерации, и бюджет у них очень большой. Мы встречались на уровне заместителей руководителей этих провинций, в ближайшее время мы выйдем на этап подписания соглашений. Начнется формироваться поток грузов.

Сейчас все говорят о вхождении на рынок Челябинской области магазина IKEA. На ваш взгляд, насколько для нас это интересный проект?

То, что мировой бренд приходит сюда в таких сложных экономических условиях, говорит, что ему это точно интересно. Они не рассчитывали это делать в ближайшие несколько лет, считали, что сделать это будет экономически очень сложно.

Для справки: IKEA в Челябинске ждут уже давно. Первая попытка захода нидерландской компании со шведскими корнями была совершена в 2004 году. Для IKEA был предложен участок недостроенного стадиона ЧТЗ, потом были озвучены планы по размещению гипермаркета в районе Копейска, но опять ничего не получилось. Теперь IKEA приходит в Сосновский район и появится на Новоградском тракте.

IKEA готова вкладывать в инфраструктуру, в том числе в дорожные развязки, чтобы там не было пробок. Они очень долго выбирали и выбрали это место на выезде из города в сторону Кременкуля в том числе потому, что по перспективному плану развития Челябинска и дорог, там будет большая развязка. Деньги за участок уже были выплачены.

Для справки: Торговый комплекс, который так долго ждали челябинцы, будет построен на северо-западе, на выезде из города в сторону Кременкуля, напротив бывшего поста ГАИ. Участок уже приобретен концерном. К 2020 году на нем планируется построить и открыть магазин площадью более 33 тысяч квадратных метров. Сумма инвестиций превысит 10 миллиардов рублей. На втором этапе возведут и торговый комплекс «Мега».

На ваш взгляд, каковы перспективы достаточно недешевого строительства скоростной магистрали «Челябинск — Екатеринбург»?

Это проект жизненно необходим Челябинску. Борис Александрович Дубровский верит в этот проект. Это точно его идея, которую мы прорабатываем уже больше полугода. Мы встретились уже со всем пулом экспертов, который есть в нашей стране, очень внимательно следим за тем, как развиваются подобные проекты в мире. Чудес же не бывает, наша экономика сейчас находится в очень сложной ситуации, но при этом развитие не может остановиться. Если развитие остановится, то будет как в «Алисе в стране чудес». Если ты стоишь на месте, то ты не стоишь на месте, ты деградируешь и идешь назад. Нужно бежать вперед, бежать изо всех сил. Если мы останемся на тех скоростях и инфраструктуре, которые есть, мы будем отставать.

Для справки: Впервые о реальной возможности построить магистраль между городами-миллионниками в правительстве Челябинской области заговорили летом 2015, а уже в феврале разработчики скоростной магистрали, по инициативе губернатора Бориса Дубровского, представили предварительные данные. Высокоскоростная железная дорога позволит преодолеть расстояние между городами примерно за 60 минут. Сейчас это время для поезда составляет 5 часов, для автобуса — 4 часа. Федеральный центр проектного финансирования Внешэкономбанка готов вложить в технико-экономическое обоснование проекта 200 миллионов рублей. Магистраль пройдет через 5 станций: Екатеринбург, аэропорт Кольцово, пересадочный узел в Каслях, Челябинск и челябинский международный аэропорт. Годовой пассажиропоток составит почти 3 миллиона человек.

Основной эффект будет агломерационный. Мы соединим два миллионника, получим конгломерацию, как мы говорили, в виде гантели в 3,5 миллиона человек. Экономика начнет работать быстрее, предприятия будут развиваться быстрее, рынки, по факту, «схлопнутся». Образуется синергетический эффект, и мы получим очень серьезные новые возможности. Муниципальный, региональный, федеральный бюджет, выиграют все три. И мы готовы будем доказать нашим федеральным коллегам, что агломерационные эффекты, которые возникнут, будут достаточными, чтобы оплатить концессию тем, кто вкладывал деньги.

Стройка оживит южноуральский промышленный комплекс для прокладки высокоскоростных магистралей. Понадобятся щебень, металлоконструкции, рельсы. Материалы будут поставляться с местных предприятий. Строительство подтолкнет региональный бизнес к развитию новых производств в области автоматики, контактных сетей. Строительство также создаст необходимость в новых рабочих местах.

Мы должны строить, мы должны развиваться, мы должны создавать новые рабочие места, потому как, я уже говорил, наши традиционные отрасли будут уменьшать количество используемых людей. И этих людей, высококвалифицированных, умеющих работать, мы должны трудоустраивать на новые предприятия. Эти предприятия нам нужно создавать. Задача правительства, то, что ставит перед нами губернатор, то, что мы сейчас прописываем в стратегии развития Челябинской области до 2030 года — стобы предприятия эти были высокотехнологичными, чтобы они соответствовали тому самому 5–6 укладу. Тому, чтобы у нас развивалась робототехника, IT-отрасль, приборостроение, станкостроение, современное машиностроение. Вот в этом мы будем инвестировать свои лоббистские возможности, свои небольшие деньги, которые есть у Челябинской области на развитие. Это, кстати, проблема большинства регионов Российской Федерации, да и, наверное, всего мира, что социальная нагрузка на государство настолько велика, что свободных денег, которые можно вкладывать в развитие, не так много. Отсюда и появляются вопросы государственно-частного партнерства, когда бизнес вкладывает.

Хотелось бы немножко поговорить о ШОС. На ваш взгляд, на сколько процентов мы можем сегодня быть уверенными, что это случится у нас?

ШОС и БРИКС в очередной раз Россия будет принимать. С вероятность 99,9%, это 2020 год. Кто это будет? У нас есть конкуренты, это Москва, которая может принять хоть что, Санкт-Петербург, Сочи, та же Уфа, Татарстан с его столицей Казанью может принять что хочет. Мы хотим влиться в число тех городов, которые могут принимать подобные вещи. Хотим, чтобы благодаря этом событию, мы получили точку опоры для общения, в первую очередь, с нашими федеральными коллегами для того, чтобы, с одной стороны, защитить те деньги, которые мы уже заложили в разные государственные программы, а с другой стороны — попробовать увеличить финансирование по тем направлениям, которые улучшат качество жизни в Челябинске.

Для справки: Предложение провести в Челябинске саммиты ШОС и БРИКС поддержано на федеральном уровне. Подготовка предварительно оценивается в 50 миллиардов рублей. Планируется построить 4 гостиницы, конгрессно-выставочный холл, отреставрировать международный аэропорт «Челябинск», построить и отремонтировать городские дороги. Одна из площадок под конгресс-холл на 2 тысячи мест находится в районе челябинского цирка на Береговой. Для нового здания почистят реку Миасс и укрепят ее берега. Качество атмосферного воздуха в Челябинске к 2020 году должно стать принципиально другим.

Большинство полномочий — там, а большинство проблем — здесь. И мы хотим, чтобы Челябинск под эту тему стал пилотом по тому, чтобы сделать город чище в части выхлопа, выбросов. Мы хотим, чтобы предельно допустимые выбросы всех предприятий были снижены. Не просто, как предлагают промышленники: «А давайте мы на неделю печки все выключим и все. Все приедут, все чисто. А потом мы их снова затопим». Губернатор считает, что это неправильно. Он считает, что, безусловно, все должно делаться разумно, но предприятия должны системно, разумно продолжать вкладываться в экологические мероприятия.

Для справки: Будет достроена масштабная, многоуровневая развязка, соединяющая центр города с аэропортом. Реконструкция аэропорта вошла в число приоритетных инвестпроектов на ближайшие 5 лет. Из федерального бюджета на эти цели планируется направить более 5 миллиардов рублей.

Я не могу не спросить вас, вы сами затронули тему экологии. Буквально в эти дни идут дискуссии на тему нашего Томинского ГОКа. Как быть, что делать, и какова на ваш взгляд перспектива того же Томинского ГОКа?

Все-таки должна быть грань разумного. Ну давайте все выключим, давайте все разберем. И потом будем ходить в набедренных повязках. Позиция губернатора, позиция правительства Челябинской области, что эти проекты должны быть экологически безопасными для муниципалитетов, возле которых они находятся. Ферросплавный завод для Троицка, Томинский ГОК для Челябинска. Если те доводы, которые есть у компании, те вопросы, которые есть у общественности наконец найдут компромисс, такой проект может появиться. Но для этого должен быть диалог. И строительство этого объекта, на наш взгляд, не должно начинаться, пока мы большинство вопросов не снимем.

Для справки: Томинский ГОК — проект РМК производительностью до 28 миллионов в год. Месторождение включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Комбинат планируется построить с нуля. Близость ГОКа к Челябинску встревожило экологов и общественность, так как работы на месторождении планируется вести открытым, взрывным способом. Опрос ВЦИОМ показал, что 51% южноуральцев негативно относятся к строительству ГОКа в пригороде Челябинска. Более 60% считает, что экологическая обстановка в регионе станет еще хуже. Более трети опрошенных заявили, что ничего не знают о Томинском ГОКе, остальные же указывали на закрытость планов РМК. Несмотря на то, что мнения о строительстве Томинского ГОКа разделились практически 50 на 50, более 60% не исключают социальной сделки с инвестором.

Два слова буквально. Вы верите в наше туристическое будущее? В том числе и губернатор говорит, что будет создаваться туристический кластер. Поедут ли к нам российские туристы?

Очень важно, чтобы турист первый раз сюда приехал. Нужно создавать инфраструктуру, нужно создавать маршруты, нужно создавать продукты, мифы, благодаря которым люди сюда поедут. Этим занимается у нас министерство культуры, мои коллеги. Это направление есть, в чем они просят поддержку, мы ее оказываем.

Для справки: Границы туристического кластера пройдут по округе Миасса, Златоуста, Трехгорного, Кыштыма, Саткинского, Катав-Ивановского и Кусинского районов. Кластер объединит уже существующие объекты: нацпарки Зюраткуль и Таганай, горнолыжный комплекс «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», «Пороги». Будут созданы новые объекты, развита инженерная инфраструктура старых. Бюджетное финансирование будет направлена на дороги, энергетику и газификацию, модернизацию очистных сооружений, ремонт и восстановление объектов культурного и исторического наследия.

Есть универсальная формула успеха, которая работает везде. Она заключается в том, что мы можем развиваться только когда у нас есть три вещи: лидер, компетенция и амбиции. Если у нас есть лидер, то тогда вокруг него возникает команда компетентных людей. Вот мы сейчас можем сказать, что завтра будем строить самолеты, но, к сожалению, у нас сейчас нет этой компетенции, мы никогда их не строили. Но при этом у нас есть компетенции в машиностроении, металлургии, приборостроении, вот там мы можем развиваться. Пример — «Станкомаш». 6 лет назад — заброшенное предприятие, ужас, все заросшее. Появился лидер Валерий Вячеславович Бондаренко. Он из этого куска земли почти в 200 гектаров в центре Челябинска сделал огромный индустриальный парк. Он сделал невозможное. У меня на стене висит его новый завод магистральных насосов. Я думаю, что это просто советские стройки, комсомольские, отдыхают. Он построил его за год. Никто не верит, что это возможно. Он очень четко понимает, что он в рынке, что импортозамещение — это не просто слова. Он берет и замещает продукцию, и продает ее. У него заказов на эту продукцию на 5 лет вперед. У него уже несколько новых задумок, и мы, конечно, очень бы хотели, чтобы таких лидеров в Челябинской области было еще больше.

Источник: http://www.1obl.ru/news/vne-novostey/Gattarov-view/

Ключевые теги: Вице-губернатор, Челябинская область.

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код: