Реклама на сайте|Обратная связь Воскресенье, 19 ноября, 15:27

Сентябрь 2017 (356)
Август 2017 (372)
Июль 2017 (252)
Июнь 2017 (327)
Студия визуальных решений «Ника»
| Новости » Новости науки

Российские ученые нашли способ предотвращения атеросклероза

Российские ученые обнаружили гены, отвечающие за накопление холестерина в клетках сосудистой стенки, и научились их «выключать». В перспективе это позволит предотвращать атеросклероз и связанные с ним заболевания. Открытие сделала группа биологов из НИИ общей патологии и патофизиологии. Ученые изучали процесс возникновения иммунной реакции на «плохой» холестерин и выявили гены, отвечающие за развитие воспалительного процесса, который и приводит к атеросклерозу. Результат исследования поможет в создании новых лекарственных препаратов.

Биологи Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии открыли гены, отвечающие за возникновение атеросклеротических заболеваний. Как пояснил «Известиям» научный руководитель проекта, доктор биологических наук, профессор Александр Орехов, первичная и ключевая причина возникновения атеросклеротического поражения — накопление холестерина в клетках сосудистой стенки. Ученые обнаружили гены, которые за это ответственны.

Как рассказал «Известиям» младший научный сотрудник лаборатории ангиопатологии НИИ общей патологии и патофизиологии Никита Никифоров, всего в ходе трехлетнего исследования открыто десять генов, вовлеченных в иммунный ответ. Была изучена донорская кровь здоровых и больных атеросклерозом людей.

Сейчас исследователи ведут лабораторные эксперименты над животными, которым «выключили» найденные гены, отвечающие за накопление холестерина.

В клетках «выключение» таких генов происходит методом РНК-интерференции, то есть подавления процесса, в ходе которого наследственная информация от гена преобразуется в рибонуклеиновую кислоту (РНК) или белок, — пояснил Никита Никифоров.

Эксперименты над животными дали первые результаты. Они свидетельствуют о том, что «выключение» найденных генов замедляет или останавливает развитие атеросклероза. В перспективе дальнейшие исследования в этом направлении позволят разработать эффективные методы профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, а также раньше их диагностировать.

Это фундаментальное исследование. Но оно найдет применение в медицине: наши данные будут способствовать разработке методов диагностики, профилактики и предотвращения атеросклероза, — пояснил Александр Орехов.

По словам ученого, работа может послужить основой для разработки новых препаратов, «так как открыты новые фармакологические мишени». Результаты исследования были опубликованы в ряде западных научных журналов.

Директор Института персонализированной медицины Сеченовского университета Филипп Копылов сообщил «Известиям», что подобные исследования сейчас проводятся во всем мире, однако российская разработка среди них выделяется.

Это очень интересное исследование в плане комплексности, так как рассмотрено большое количество генов непосредственных агентов, переносящих холестерин, — липопротеидов низкой плотности. Это путь к тому, чтобы найти мишени для дальнейшего воздействия на них фармпрепаратами, — считает Филипп Копылов.

Исследование биологов с 2014 года проходит при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). За четыре года на проект фонд выделил более 20 млн рублей.

Атеросклеротические бляшки и другие поражения возникают в стенке артерий и перекрывают просвет сосуда. Смертельно опасно появление в месте сужения артерии тромба, который может остановить кровоток. Последствия атеросклероза магистральных артерий — ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт. Эти заболевания относятся к категории сердечно-сосудистых — по данным Минздрава, основной причины смертности в России. По информации Росстата, в прошлом году болезни системы кровообращения унесли жизни более 900 тыс. человек.

В Минздраве не ответили на запрос «Известий».

Ключевые теги: учёные, атеросклероз.