Реклама на сайте|Обратная связь Среда, 13 ноября, 15:47
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Ноябрь 2019 (94)
Октябрь 2019 (258)
Сентябрь 2019 (294)
Август 2019 (290)
Июль 2019 (266)
Июнь 2019 (239)
| Новости » СМИ

Планета по имени Городницкий

Личность. Академик и поэт, исследователь и музыкант Александр Городницкий об Атлантиде и авторской песне


Именем Александра Городницкого названа малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах. Он доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик РАН.


Светлана Сыромолотова


Планета по имени Городницкий

Но широким кругам россиян Александр Городницкий знаком как автор многочисленных стихов, песен и мемуарной прозы, а также как ведущий телепрограммы на канале «Культура». Он выпустил три десятка книг и дисков с авторскими песнями. Его стихи и песни переведены на языки многих народов, включены в школьные программы. Он член Союза писателей России, член Международного Союза писателей-маринистов, президент Ассоциации российских бардов, лауреат Царскосельской художественной премии и национальной общественной премии «Благодарность», первый лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы.


Его жизнь расписана по часам. С гастролями Александр Городницкий проехал по Уралу, побывал в нашем городе (и это не первый его визит в Озёрск). Буквально минут за 40 до концерта он дал интервью корреспонденту «ВМ».


— По профессии вы геофизик, были в экспедициях в Восточной Сибири, на севере. Кроме того, занимались исследованием геологии морей и океанов, словом, где только не были. По названиям Ваших стихов можно изучать географию земного шара. Преднамеренно выбрали такую профессию, чтобы путешествовать по миру?


— Когда выбирал профессию, то мало что соображал. Как раз выбрал профессию не самую хорошую, и тогда очень трудно было предположить, что когда-то ты будешь путешествовать по всему земному шару. У меня был «закрытый» диплом по теме урановых месторождений, я участвовал в поисках урановых руд в Тянь-Шане в Средней Азии. Считаю, что мне повезло, когда после окончания горного института я поехал на Крайний Север искать уран, и выяснилось, что там урана нет, мне пришлось переквалифицироваться в геофизика широкого профиля. Мне пришлось искать никель под Норильском. В другой раз, в 1962 году, пришлось «перекочевать» с рудной геофизики на морскую геофизику. В 1972 году перевёлся из Ленинграда в Москву, мне пришлось снова менять профессию и заниматься совсем другими вещами: теоретической геодинамикой, строением дна мирового океана. Мне приходилось постоянно внутри своей профессии что-то менять. А дальше, конечно, мне повезло, потому что я за государственный счёт объездил весь земной шар, побывал на Северном полюсе, в Антарктиде, погружался на дно океана полтора десятка раз в разных его точках.


— Вы принимали участие в научных экспедициях по поиску Атлантиды…


— Это миф, не было таких экспедиций. Кто бы дал деньги на поиски Атлантиды. Другое дело, что когда мы в 1984–1986 годах изучали строение подводных гор в Атлантическом океане, то мы нашли странные подводные сооружения на вершине подводной горы Ампер в 300 милях от Гибралтара. Они и навели на мысль об Атлантиде. Но специальной экспедиции по поискам Атлантиды не было. Искать сказку — занятие дорогостоящее. Каждый год находятся энтузиасты, которые дают судно, дают средства, но по различным причинам каждый раз ничего не получается. Атлантидой занимались в основном журналисты, литераторы, этнографы и огромное количество сумасшедших. Атлантида — это вопрос к геологам. Я впервые попытался поставить этот вопрос в научную плоскость. Формулировка звучит примерно так: существовал ли в историческое время человеческого общества на Земле микроконтинент или, что вернее, большой архипелаг, который катастрофически быстро погрузился в воду? И где? Мне удалось обосновать, что подобный архипелаг существовал и действительно быстро опустился под воду между Гибралтарским проливом и Азорскими островами. Там, где мы работали, там, по-моему, и могла погибнуть Атлантида. Что касается развалин на горе Ампер, то это спорный вопрос: у меня есть фотографии, рисунки подводных строений. Одни учёные говорят, что это рукотворное дело, другие — нет. Но в принципе в этом треугольнике неплохо было бы поискать. Многие учёные считают, что Атлантида была в Эгейском море. У меня своя точка зрения: погибший древний город в результате взрыва вулкана Санторин — это не Атлантида, это проафинское государство. Это также упоминает Платон в своих диалогах Критий, и больше ничего до нас не дошло. Я верю, что Атлантида была.


Наверное, в любом возрасте хочется верить в сказки. Я попытался обосновать некоторые библейские мифы. Например, миф о цунами, утопившем войско фараона, которое преследовало евреев, покинувших Египет. Потом в библии описаны взрывы метана, погубившие Содом и Гоморру. Расшифровав с позиций современной геологии библейские описания, пытаюсь в них найти и иногда нахожу документальные доказательства этого процесса: его химию, геологию. Думаю, что древние были достаточно мудрыми людьми и отражали вполне реальные вещи в своих мифах.


— До недавнего времени вы преподавали в МГУ. Можете ли сравнить нынешних студентов с теми, которые были в годы вашего студенчества?


— Сегодняшние студенты совсем другие, нежели были мы. Другое поколение, люди другой эпохи с другими понятиями. Я считаю, что нынешняя молодёжь лучше, чем были мы, потому что они честные, у них нет двойного стандарта «думать одно, а другое говорить». Нынешней молодёжи всё доступно, но у неё свои проблемы. Иногда жалко нынешнее молодое поколение. У нас были позитивные идеи, в которые мы верили, а у нынешней молодёжи этого пока не просматривается.


Ничего дурного в Кодексе строителя коммунизма не было: он полностью переписан с христианских заповедей. Можно сказать, что первым коммунистом был Христос, и он учил своих учеников добру. Жалко молодых, на каждом шагу их подстерегает наркота. Секс подстерегает их на каждом шагу, и они думают, что это любовь. Сегодняшняя молодёжь лишена очень многих понятий. А нам было легче. Я воспитывался под сталинский барабан: так просто и очень удобно жить, когда за тебя всё решают. Другое дело, что ты потихонечку превращаешься в зомби. Но мы этого не замечали. Тут много и «за» и «против». Считаю болтовнёй всё по поводу национальной идеи, когда разрушается гуманитарное воспитание детей в школе, когда сокращают часы русского языка и литературы. Как можно это уничтожать? Из людей роботов что ли будут делать? На мой взгляд, задача школы в том, чтобы не просто дать знания детям, а привить им поня-тия «что хорошо, что плохо».


— «Усмиряй

свою гордыню и плоть:

Ты живёшь

среди российских губерний, —

Хуже места

не придумал Господь».


Это было написано вами 30 лет назад. Сегодня эти строчки несут явный политический оттенок. Возможно, в 80-х годах было иначе?


— Эта песня была написана к спектаклю по повести Юрия Давыдова «На скаковом поле, около бойни», в которой речь идёт о событиях 1881 года, о народовольцах, о расправе над ними. Песня была написана специально для спектакля от лица народовольца Дмитрия Лизогуба. Это историческая личность, украинский дворянин, который отдал своё состояние народовольцам, как сейчас сказали бы, на террористическую деятельность. У моей песни грустная история. Когда этот спектакль вышел, (а тогда Ленинградом руководил Романов, который решил, что в песне политический подтекст), театр закрыли, главного режиссёра выгнали. После это песня пошла по всему Советскому Союзу, получила колоссальный резонанс. Недавно, когда мы в Питере боролись против строительства Газпромовской башни, то эту песню вновь вспомнили. К сожалению, и сегодня эта песня не потеряла своей актуальности.


— Похоже, что ваши отношения с властью складывались не гладко?


— Тут надо внести ясность. Сейчас некоторые барды, поэты бьют себя в грудь и кричат, что они боролись с советской властью. Я никогда не боролся с советской властью. Более того, как инженер, как научный работник, я работал на ВПК. Я занимался «закрытыми» темами, например, магнитной ориентацией подводных лодок, поисками подлодок противника. Моя кандидатская диссертация была «совсекретная». Да, можно сказать, что у нас были люди, которые «боролись»: это Александр Галич, мой друг с юности Юлий Ким, Володя Высоцкий. Но скорее, власть боролась с нами. Потому что любая попытка свободно дышать в несвободном государстве была заведомо крамольной. Окуджава никогда не ругал советскую власть, он был членом КПСС, он кровь на войне проливал за эту власть. Мой друг Юрий Визбор — член партии, совершенно лояльным всегда был человеком. Новелла Матвеева — крупный лирический поэт, к политике не имела никакого отношения. Но вся авторская песня была поставлена вне закона. Авторская песня была попыткой свободно дышать. Всё остальное шло через худсоветы, утверждения — была жёсткая система контроля за тем, что человек пишет и говорит. Мы жили в эпоху развитого социализма, эпоху восхваления начальства методами, доступными его пониманию. А если хвалишь, но начальник не понимает, то всё равно плохо. Совершенно очевидно, что авторская песня была поставлена в крамолу, даже название ей придумали уничижительное: самодеятельная песня. Но можно ли назвать Булата Окуджаву самодеятельным поэтом или писателем? Или Новеллу Матвееву? Виктора Берковского, Сергея Никитина разве можно назвать самодеятельными композиторами? Или Володя Высоцкий, Михаил Анчаров? Они все были профессионалы.


— Времена изменились, а изменилось ли отношение к авторской песне?


— Окуджава незадолго до смерти сказал мне: «Смотри, как всё поменялось. Раньше мы были в оппозиции официальной власти. Сейчас авторская песня — один из последних и прочных бастионов на пути бездуховности: наркотиков, секса, стяжательства — той мутной волны, которая захлёстывает сейчас нашу молодёжь». Проявлением «мутного» жанра стал так называемый русский криминальный шансон. Это показывает, чем пытаются подменить настоящую авторскую песню. Кому это нужно? «Шансон» — слово уважаемое, идёт от великих французских шансонье Брассанса, Монтана. Я утверждаю, что этот «русский шансон» пишут конкретные люди за деньги, и это разлагает молодёжь.


С уходом из жизни профессиональных поэтов авторская песня перестала быть предметом литературы. На смену им не пришло новое поколение поэтов. Зато пришли шустрые ребята, бренчащие на гитарах, иногда у них мелодии появляются. Но вместо стихов — тексты. И авторская песня стала элементом шоу-бизнеса. Из авторской песни ушла контекстная составляющая, что для России очень плохо. И в этом признак кризиса. Вспомните, когда умер Высоцкий, было ощущение того, как будто Россия голос потеряла. Сегодня прагматизм выходит на первое место.

2012-01-30YEKT15:22:00
Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+
{shuffled_0}

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.