Реклама на сайте|Обратная связь Среда, 18 сентября, 10:41
Регистрация на сайте
Авторизация
+ Добавить Новость
Город Online
Город OnLine
Расписание автотранспорта
Архив новостей

Показать/скрыть

Сентябрь 2019 (171)
Август 2019 (290)
Июль 2019 (266)
Июнь 2019 (239)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (303)
| Новости » СМИ

Штрихи к портрету мастера

Штрихи к портрету мастера

Личность. Виктор Окулов рассказал о себе и своём увлечении, ставшем смыслом его жизни

С Виктором Окуловым нас долгое время связывали работа и профессиональный интерес. Мне не раз приходилось выезжать с ним на репортажи. Можно было не волноваться: у него в кадре будет самый точный момент события. Всегда спокойный, несуетливый, немногословный Окулов — это философ в высказываниях и снимках, или, точнее, в снимках-высказываниях.


В прошлом году в Челябинске подвели итоги международного фестиваля фотографии «Фотофест-2012». В нём участвовали мастера светописи из разных городов России, а также из Германии, Испании и США. На конкурс было выставлено более 1,5 тысяч работ. Третье место в номинации «Природа красоты» за серию снимков «Параллельные миры» присудили Виктору Окулову. Эта победа и признание стали для Виктора чертой, за которой начинается новый жизненный цикл. Об увлечении, которое стало смыслом жизни, рассказывает мастер.


О первом чувстве


— Да, настало время подумать, что для меня значит фотография. Это часть моей жизни, это творчество и это то, что кому-то дано, а кому-то — нет. В фотографический процесс я влюбился с первого взгляда. Сразу понял, что фотография — это моё. Произошло это так. Мой отец, будучи кадровым офицером, после войны пошёл учиться в наш филиал МИФИ. Я спрашивал его, зачем ему это надо. Он ответил: «Нам, молодым, все планы порушила война. Мы вернулись с войны жадными до жизни и учёбы». Однажды мой продвинутый отец из очередной командировки привёз по тем временам самый крутой фотоаппарат — «Зоркий». Помню, как я взял его в руки: было чувство, что держу в руках произведение искусства.

В юности я занимался спортом — горными лыжами, прыжками с трамплина. Часто просил отца, чтобы он пофотографировал меня. Как-то он и говорит мне: «Бери, сам и снимай». Я помню, как робко взял в руки фотоаппарат, и выходные мы с приятелем провели в парке, фотографируя друг друга. На следующий день заперся в кладовке полтора на полтора метра и печатал снимки. Процесс проявления изображения подействовал на меня, как волшебство. Я был ошеломлён. На другой день после школы снова засел в кладовку и снова проявлял ту же плёнку. На третий день история повторилась и на четвёртый тоже: я, как заворожённый, не мог оторвать взгляд от белого листа бумаги, на котором появлялось изображение. Так я израсходовал пачек десять фотобумаги. Закончилось небольшим скандалом, мама и отец «вывели» меня из творческого ступора. Но чувство, которое я пережил, взяв в руки фотоаппарат, сравнимо с первой влюблённостью.


О трудном выборе


Увлечение фотографией стало серьёзным где-то в 70-х годах, когда закончил техникум. В 1974 году я оказался в Челябинске и вживую увидел работы мастеров фотографии. Я впервые прикоснулся к настоящему творчеству. Тогда же я познакомился с Евгением Ткаченко, который в то время возглавлял Челябинский фотоклуб. Уже в те годы челябинская школа фотографии была признана в Советском Союзе, а работы её лидеров были известны и за рубежом. Впечатление было сильным. Всё это заставило меня задуматься над тем, на что способен я сам. Понял, что надо учиться и нарабатывать опыт. Ведь потребовалось лет десять, чтобы у меня появились результаты — работы, которые привлекли внимание мастеров. В1986 году Сергей Васильев, один из признанных профессионалов в Советском Союзе и за границей, отобрал первую мою фотографию на международную выставку.

Мой роман с фотографией развивался по обычной схеме: сначала был фотографом-любителем. С годами стал понимать, что рамки «портрет-пейзаж-натюрморт-формотворчество» становятся тесноваты. Фотография — это светопись. И мастерами становятся те, кто научился придавать художественную форму даже репортажным снимкам. Так я разошёлся с любителями и ушёл в профессионалы и считаю, что сделал правильно.


В профессиональном мире, мире искусства, никто не связывает твоё имя с местом, откуда ты приехал. Там имя связывают с личностью мастера, его работами — это и есть признание в профессиональной среде. Но на то, чтобы сделать имя, а это, конечно же, самое сложное, уходит много времени и сил. Вот тут ты начинаешь задумываться, кем быть, насколько у тебя хватит сил, до какой черты ты сможешь дойти — приходится делать трудный выбор. Знаешь, есть поговорка: «Искусство требует жертв». Так и есть. Ты сам себя спрашиваешь, на какие компромиссы ты готов пойти. От этого зависит, на какую высоту в творчестве сможешь подняться. Ведь каждое «иметь» — иметь семью, иметь работу, иметь что-то ещё — отнимает у тебя время и силы, которые должны быть направлены на достижение профессионального успеха.

Повторюсь: в Челябинске очень сильная школа фотографии. Её лидеры достигли вершин мастерства, но вместе с тем они потеряли всё остальное. Они всегда в пути — в погоне за кадром. Если сейчас набрать номер телефона одного такого моего друга, профессионального фотографа, то выяснится, что он или на Алтае, или в США, или в Амстердаме, или ещё где-нибудь. У него было всё и даже более того, но смыслом своей жизни он выбрал фотографию. Это выдающийся мастер: у него есть признание на родине, признание международное, и сейчас он просто путешествует по свету, находясь в непрекращающемся процессе поиска кадра. Это образ жизни.


У меня тоже был выбор. Я достиг своей цели: в моём багаже несколько убедительных побед в профессиональных региональных конкурсах, где участвовали титулованные профессионалы, и я «ушёл» в семью. Оказывается, это очень интересно, особенно, когда появляются внуки. Вспоминаю своего отца: он был такой же и жил ради семьи. Я благодарен родителям за то, что они научили меня дорожить семьёй.


О мистике и интуиции


В изобразительном искусстве можно делать один, два, десять, сотни эскизов, потом через год или два написать картину. Фотография же ценна тем, что в одной точке, в один момент должно сойтись всё: твоё психологическое состояние, состояние объекта съёмки, и в этот миг должна произойти «цепная реакция». Это и происходит у хороших фотографов. Но что именно произошло, они никогда не смогут толком вам объяснить. Вот что удивительно. Настоящие вещи происходят неожиданно. Бывает, что и сам потрясён тем, что получилось. И это необыкновенное чувство не даёт человеку уйти из фотографии, так как порой происходят прямо-таки мистические вещи.


За последние годы у меня были фотосъёмки репортажные, пейзажные, постановочные съёмки, наработан большой опыт. И меня никогда не подводила интуиция, а интуиция в фотографии — это важная вещь. Если ты доверяешь своему чувству, то оно всегда выведет тебя на правильную дорогу.

Одна из потрясающих съёмок была в день комбината. На стадион «Труд», где должна была начаться концертная программа, я шёл через силу, так как болел. Да ещё был холодный ветер. Но в душе возникло предчувствие чего-то необычного, которое усиливалось с каждым часом. И вот в самом конце праздника на сцену вышли девушки, которые танцевали с факелами. Это было захватывающее зрелище! Съёмку сделал на одном дыхании, я чувствовал: вот оно! Под конец случилось так, что искры от факела упали мне на голову и подпалили мою шевелюру, да к тому же чуть не повредили фотоаппарат.

Эта серия снимков попала в несколько изданий, была выставлена на областных фотоконкурсах. Это высокий уровень признания, так как считаю Челябинск центром фотографического мира. Но до сих пор не могу понять, как эти снимки у меня получились, ведь с технической точки зрения, ночная фотосъёмка очень сложная, плюс всё в постоянном движении — здесь без интуиции ничего не вышло бы.


О красоте параллельных миров


Для мастера фотография — это момент сенсации, удивления. В первую очередь для самого себя. Так после продолжительного размышления я купил аппаратуру для подводной съёмки, а осенью поехал на Красное море. Сказка! Восторг — нет слов. Это мир, недоступный для очень многих людей. Одно дело, когда погружаешься в маске, совсем другое, когда пытаешься заглянуть в норку между кораллами, снять моменты жизни подводного мира. В общем-то чувствуешь, что мы с камерой там чужие, и от понимания этого становится слегка не по себе. И всё равно вновь хочу поехать на Красное море.


Удивительный и прекрасный мир всегда рядом. Как-то весной в саду разбирал старую постройку и вытащил на свет заплесневелые доски. И снова меня поразило, на этот раз…плесень. Когда увидел плесень, у меня внутри словно что-то оборвалось. Словами не передать, какой восторг я испытал от её геометрии и цвета. Съёмки плесени, этого изумительного и непонятного мира, продолжались несколько часов, но времени я не замечал. Потом полгода вынашивал идею. В конечном итоге, эта макросъёмка показала, что я был прав. Моя работа «Параллельные миры» попала на стенд международного фестиваля «Фотофест-2012», что само по себе уже достижение. А то, что я попал в число призёров, — это признание среди профессионалов самого высокого уровня. Ведь в жюри пригласили маститых профи, обладателей престижного звания «Золотые глаза» самого престижного фотоконкурса «WorldPressFoto». Оценка «Золотых глаз» — это действительно признание. Можно подводить черту.


О будущем


Процесс работы не прекращается: я каждый день работаю над архивами, у меня тысячи фотографий, которые надо обработать. Надо посмотреть, что из них имеет историческую и художественную перспективу. Надо всё упорядочить. Кроме того, с удовольствием помогаю музею «Маяка», бывшим коллегам-заводчанам в организации фотовыставок.


Светлана Сыромолотова

Нашли ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter, и мы всё исправим!
-0+
{shuffled_0}

Комментарии (0)

Комментариев еще нет. Вы можете написать первый.

Добавить комментарий

Обратите внимание, что комментарии проходят предварительную модерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления (даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами). Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.
 
Представьтесь, пожалуйста:
 
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
color
|
hide
quote
translit
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код:
Нажимая на кнопку ОТПРАВИТЬ, Я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности.

Обсуждаемые новости